"Деловой Петербург". Мотивировать наемника на твой бизнес

Автор фото: Тихонов Михаил

Бизнесмен и политик Валерий Федотов - об интернет-бизнесе и о том, как мотивировать сотрудников.

В России, где молодые люди очень часто мечтают о государственной службе или стремятся найти место в сырьевых гигантах, молодежное предпринимательство — вопрос будущего страны. Эта мечта об "уютной синекуре", которую я наблюдаю у многих молодых людей, нам в будущем точно аукнется. Образ самостоятельного, смелого и амбициозного юноши (или девушки), открывающего свое дело или раскручивающего свой собственный стартап, — вот что нам нужно культивировать.
К сожалению, жизнь предпринимателя в России сейчас настолько сложна, что многих это пугает. И тех студентов и выпускников, которые хотят найти себе теплое место в государственном секторе, можно понять.
Я занимаюсь среди прочего и интернет–бизнесом. И тут, к счастью, ситуация лучше. Есть место для пионерского духа, исканий, для проб и ошибок. Например, подкаст–терминал Podster, инвестором которого я являюсь и ситуацию в котором знаю изнутри. В нем работают почти исключительно молодые люди (да и возраст партнеров нашего проекта колеблется между 20 и 30 годами). Но отношусь я к этим ребятам как к сформировавшимся профессионалам. Я очень многое им делегирую, не практикую микроменеджмент, даю свободу творчества и простор для инициативы. Но и спрашиваю по всей строгости. Они, в общем, справляются. Наверное, в будущем у кого–то из них появятся и собственные проекты. Я уверен, что к тому моменту они пройдут хорошую школу.
Кроме того, в интернет–индустрии есть еще один способ мотивации на упорный труд — вовлечь молодых людей в бизнес целиком и полностью. Инвестор может дать, например, лидеру команды долю в собственности. Или пообещать ее при достижении успеха. В этом случае наемный молодой менеджер мигом превращается в молодого предпринимателя: хваткого, видящего перспективу, нацеленного на результат, работающего не за страх, а за совесть. Я так строю взаимоотношения с гендиректором Podster Сашей Меньшиковым. А он уже заряжает всю команду.
С другой стороны, повторюсь, интернет–бизнес — это особый случай. Тут сама индустрия готовит людей, с которыми возможен такой формат сотрудничества. В более консервативных областях он был бы куда более проблематичен. Тем более что сотрудников мы выбираем придирчиво. Нам как раз нужен именно этот самый типаж: молодой предприниматель в душе, но без своего бизнеса. Готовый работать на наш бизнес, как на свой. А не наемный менеджер, ждущий окончания рабочего дня.