"Деловой Петербург". Оптимизация без оптимизма

Автор фото: Trend/Евгений Иванов
Россия, Санкт-Петербург. Городские фотографии.

Поисковые системы совершенствуются и бросают вызов компаниям, которые занимаются раскруткой сайтов. Оптимизаторы интернет–ресурсов вынуждены диверсифицировать бизнес.

Российский рынок поисковой оптимизации сайтов (SEO — search engine optimization) до сих пор показывал неуклонный рост. Однако нововведения в работе поисковых систем, все более частые и существенные, ставят эту отрасль онлайн–бизнеса под угрозу. Чтобы обезопасить себя, ведущие участники рынка диверсифицируют бизнес и предлагают наряду с оптимизацией другие направления интернет–маркетинга.

Плата за популярность

Поисковая оптимизация появилась более 10 лет назад следом за выходом поисковых систем, таких как "Яндекс", Google. Тогда IT–специалисты обнаружили, что эти системы собирают и выдают информацию о ресурсах в Сети по определенным алгоритмам, под которые можно подстраиваться. В результате появились различные способы изменения структуры и наполнения сайтов, которые повышают их шансы оказаться в верхних строчках результатов выдачи поисковиков.
Популярность поисковой оптимизации постоянно росла, и к 2012 году, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), рынок SEO составил 8,56 млрд рублей, что на 19% больше, чем в 2011 году. Согласно исследованию ресурса "Вебпроекты", 12% участников рынка SEO находятся в Петербурге, их здесь более 60.
Ежемесячная стоимость оптимизации варьируется от 5 тыс. до 500 тыс. рублей. Она зависит от количества и популярности ключевых слов, на которые делают ставку владельцы сайта.
Продвинуть в выдаче популярные слова сложно, так как приходится иметь дело с большим количеством конкурентов. Продвижение сайта по 10 – 30 ключевым словам и фразам обходится в 10 – 30 тыс. рублей в месяц.
С позиции поисковых систем SEO не является предосудительным занятием. Однако существуют приемы серой и черной оптимизации, которые несут пользователю Интернета не меньше неудобств, чем спам.
Например, это может быть скрытый текст на странице, из–за которого у поисковой системы формируется неверное представление о ее содержании. Есть абсолютно бессмысленные интернет–ресурсы, единственная цель которых — привлечь и перенаправить пользователя по нужному адресу.
По словам участников рынка, подобные ухищрения дают все меньший результат, так как поисковики постоянно совершенствуют свои алгоритмы. Например, в течение года несколько значительных изменений осуществил "Яндекс", а в сентябре о самой значительной за последние 15 лет ревизии поискового движка заявил Google. Все это приводит к тому, что действия черных оптимизаторов все чаще заканчиваются полным удалением всей информации о раскручиваемом сайте из поисковой базы.

Перекрыли кислород

Эти изменения в последнее время приводят к тому, что и белая оптимизация становится менее эффективной.
"Поисковые движки стали следить за поведением пользователей на вашем сайте. Если сайт, несмотря на хорошую оптимизацию, пользователям не интересен, его позиции в выдаче легко могут понизить", — рассказывает основатель компании SeoExperts Андрей Рябых.
"Несколько лет назад, когда еще мало кто знал об этой услуге, мы могли запросто продемонстрировать ее достоинства и быстро вывести в топ любой сайт, — вспоминает генеральный директор и владелец ООО "Кельник студиос" Олег Кельник. — Сейчас продвинуть новый, только что созданный сайт в поисковой выдаче с помощью одной оптимизации стало практически нереально".
При этом лояльность клиентов на рынке SEO достаточно высока: из–за смены поставщика услуг сайт рискует потерять завоеванные позиции. Владельцы интернет–ресурса скорее выделят в штате место для поискового оптимизатора, чем передадут эти услуги другой фирме.
Таким образом, круг новых клиентов для оптимизаторов сильно ограничен.
Рост рынка происходит за счет повышения стоимости услуг оптимизации. Она растет параллельно ценам на контекстную рекламу, которая является альтернативным методом привлечения посетителей.

Путь к укрупнению

Правила игры на рынке поисковой оптимизации усложняются. Небольшие игроки вынуждены либо закрывать бизнес, либо инвестировать в альтернативные направления маркетинга.
Например, продвижение с помощью социальных сетей, баннерной и контекстной рекламы, а также с помощью традиционных методов PR.
Наблюдается и обратный процесс, когда различные рекламные агентства и веб–студии привлекают в штат высвобождающихся на рынке SEO–специалистов.
"Для того чтобы дать клиенту тот результат, который он хочет, необходим комплекс методов, который включает в себя в том числе оптимизацию", — говорит руководитель отдела продвижения ООО "Алкодизайн" Людмила Горелова.
По данным рейтинга Рунета, большинство крупнейших участников рынка оптимизации на сегодняшний день — это многофункциональные интернет–агентства.
Оптимизировать сайты все сложнее. Еще 10 лет назад можно было путем простого обмена ссылками очень быстро сделать себе 1 млн посещений в месяц. Теперь этот процесс требует гораздо больше усилий и времени. Поисковые системы стремятся к тому, чтобы место сайта компании в выдаче соответствовало ее популярности в жизни. Много внимания уделяется поведению пользователя. Если он перешел по ссылке, но потом снова вернулся к поиску, значит, найденный сайт его не удовлетворил, и позицию сайта в выдаче могут понизить. Тем не менее сбрасывать оптимизацию со счетов не стоит. Она до сих пор дает намного больше трафика, чем контекстная реклама, и обходится дешевле.
Сергей Прусс
генеральный директор маркетингового агентства Serenity