Развитие города уходит под землю

Освоению подземного пространства Петербурга мешают как технологические, так и законодательные препятствия. Но рано или поздно других вариантов, кроме как уходить под землю, не останется.

Подземное строительство в Петербурге всегда шло не слишком гладко. Исторически считается, что строить в Петербурге под землей очень сложно — пресловутые петербургские грунты уже стали притчей во языцех.
Между тем эксперты отмечают, что подземное строительство ведется и в таких странах, как Сингапур и Мексика, где грунты значительно хуже петербургских.
Действительно, геологическое строение петербургских почв довольно сложно, но при помощи современных технологий эти проблемы вполне решаемы.
"Строительство подземных объектов не дороже надземных, а эксплуатационные расходы подземных сооружений даже ниже, — говорит генеральный директор НП "Объединение подземных строителей" Сергей Алпатов.

Большие города

Примеров успешного освоения подземных территорий в мире довольно много — это Монреаль, Париж, Хельсинки, Мадрид и другие города.
Петербургу с его плотной исторической застройкой этого пути в будущем не избежать.
Первые примеры в центре уже можно наблюдать: это подземные парковки торговых центров "Невский центр" и "Галерея". Помимо обслуживания посетителей ТЦ они облегчают жизнь приезжающим на Московский вокзал.
Подземное строительство недешево. Так, строительство паркинга на 1200 машино–мест для ТК "Галерея" обошлось девелоперу в $20 млн.
Городские власти неоднократно заявляли о своих "подземных" планах. Из последних — обещание до 2020 года построить в городе 35 автоматических подземных парковок. Пока же паркинги строят в основном в рамках жилых комплексов или в тех же торговых центрах. А крупные подземные объекты вроде Орловского тоннеля и вовсе отменены.

Законы подземелья

Сложностей при подземном строительстве хватает. В первую очередь это отсутствие специального законодательства и единой концепции, которая позволила бы планировать на 25 – 30 лет вперед.
Так, для того чтобы строить на глубине больше 5 м, до сих пор необходимо оформлять права собственности не только на земельный участок, но и на использование недр. А этот момент в законодательстве прописан недостаточно четко.
Сергей Алпатов отмечает, что строительство под землей идет разрозненно, в интересах инвесторов, а единого плана нет.
Есть и производственные сложности. "В первую очередь это большой техногенный слой, нужно проводить геологические исследования, — отмечает Ксения Горизонтова, менеджер по маркетингу и коммуникациям ЗАО "Геострой". — Также зачастую рядом со стройками расположены жилые дома, и нужно вести работы так, чтобы не нанести им ущерб".
Бюрократические сложности и высокая стоимость подземных проектов снижают их привлекательность для девелоперов.
"Подземные строительные проекты могут быть экономически осмысленны только в самых людных, бойких местах: на крупных перекрестках, площадях, но это делает их технически сложными, — рассказывает Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент". — Это сопряжено с переносом или реконструкцией огромного количества подземных сетей и сооружений, причем не только старых, но и новых".
При этом зачастую нет даже достоверной информации, какова конфигурация подземных сетей, как они проложены.
Но, несмотря на это, подземное строительство в городе, несомненно, будет расширяться.
"В Петербурге не хватает наземных парковок, да и имеющихся подземных уже тоже порой недостаточно", — отмечает Ксения Горизонтова.

По–соседски

Ближайшая к нам страна, у которой есть чему поучиться в плане подземного строительства, — это, конечно, Финляндия.
В Хельсинки есть то, чего нет в Петербурге: Генеральный план освоения подземного пространства города.
Наиболее масштабный проект из реализованных в финской столице — это служебный тоннель под центральной улицей Алексантеринкату, который проложен на глубине 30 м и имеет длину около 4 км. Он предназначен прежде всего для доставки товаров в торговые центры и рестораны и имеет множество выходов на парковки под землей.
Под землю здесь переносят и очистные сооружения, и угольные склады, и даже концертные залы.
В отчете о поездке представителей российского НП "Объединение подземных строителей" в Финляндию отмечается, что в Финляндии меньше препятствий для подземного строительства с точки зрения законодательства. А инвестируют в него зачастую компании, заинтересованные в использовании освобождающегося над землей пространства.