"Деловой Петербург". Бренд, который гуляет сам по себе

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Россия, Санкт-Петербург. День кошек в Японии (22.02) и День мартовских котов (1.03) - одним махом! Санкт-Петербургский Музей Кошки и арт-центр «Чеширский Кот». На снимке: петербургский сфинкс.

Образ кота на фоне двора–колодца оказался привлекательной основой для бизнеса: в Петербурге уже довольно много "котопроектов".

Через несколько лет туристы поедут в Петербург не только за тем, чтобы смотреть на дворцы и мосты, но и для того, чтобы любоваться кошками: ходить в котокафе, на котопраздники, покупать котосувениры. Об этом сегодня мечтают люди, которые занимаются петербургскими котопроектами. А их уже довольно много.
Весной в Финляндии прошла выставка "Пушистые хранители Петербурга", где экспонировались исключительно картины с котами. В основном на фоне петербургской архитектуры. По словам организатора выставки Марины Красильниковой, мероприятие имело бешеный успех.
"В Хельсинки очень богатая культурная жизнь, много галерей и музеев. Чего у них меньше — и мы на это ориентировались — так это предложений между файн–артом (букетики–мостики–прудики) и современной концептуальной живописью. Перформанс ведь на стенку не повесишь, — объясняет Марина Красильникова. — И вот тут на арену выходят котики как универсальный код дружбы народов".
Большинство картин было продано по цене 1 – 2 тыс. евро, что дало возможность многим художникам еще долгое время рисовать натюрморты и пейзажи.

Кошачье вдохновение

Однако поистине народным поэтом (то есть художником) петербургских котов стал Владимир Румянцев. Коты из одноименной серии (с Пушкиным, ангелами, реками–каналами) красуются на открытках, разделочных досках, зонтах, елочных игрушках. Правда, значительная часть этой продукции — контрафакт.
Почва определенно оказалась благодатной. "Чарльз (домашний питомец художника. — dp.ru) — наш кормилец и поилец! Кроме нас, он кормит еще работников полиграфии, галерею "Контракт рисовальщика", продавцов открыток и магнитов, подкармливает своих бездомных братьев", — шутит Владимир Румянцев.

Кот — это праздник

В Петербурге проводятся уже два тематических праздника: День эрмитажного кота (весной) и День петербургского кота (в июне). Идею последнего подала арт–группа "Митьки". В организации обоих праздников принимает участие объединение "Эрмиты" (проект девелопера Эдуарда Матушкина).
Сейчас эти мероприятия сами по себе не приносят дохода, а работают на привлечение внимания к участникам, рассказывает Янина Коновалова, гендиректор "Эрмит Парка". Например, для Эрмитажа это возможность привлечь юную публику: в кошкин день музей открывает для посещения подвалы и чердаки.
В 2012 году на празднике очень хорошо разошлись шарфы, по легенде — из шерсти эрмитажных котов. "Эрмиты" задумались о производстве сувениров с собственными персонажами (эрмиты — сказочный народец) и петербургскими котами одновременно. Художники Ольга Попугаева и Дмитрий Непомнящий придумали кошачьи арт–сувениры (в частности, колода карт с котами–тузами), которые будут продаваться в кафе "Республика кошек".

А Васька слушает да ест

Это кафе, где живут кошки, существует в Петербурге уже 2 года. "Республика кошек" открыта ветеринарным врачом Анной Кондратьевой, которая ранее создала музей кошек во Всеволожске. Формат (симбиоз азиатских котокафе и европейских арт–кафе) оказался очень удачным — на посещение надо записываться заранее. Однако и затрат, и ограничений много.
"Три месяца, как мы выходим в ноль, — говорит Анна Кондратьева. — Наша пропускная способность достигла предела — коты ведь тоже устают. Поэтому перспективы связаны с развитием кафе и сувенирной лавочки. Используем наше пространство и в качестве галереи — у нас выставляются современные художники. Не ширпотреб, а серьезное искусство".
На вопрос о том, почему именно коты подкрались к петербургским сфинксам, грифонам и львам, авторы тематических проектов в один голос рассказывают легенду о Петре и котах, о Екатерине I и котах, о блокаде и котах… Мифологическая почва уже подготовлена.
Петербургская художница Луминица Табурца, принявшая участие в финской выставке, считает, что образы бродячего кота и Петербурга идеально совпали: "Кошка не до конца открывается, а только когда этого захочет. Так же и Петербург".