Путин раскрылся с неожиданных сторон

Владимир Путин дал большое интервью AP и Первому каналу. Из этого интервью россияне узнали, что Путин любит Собянина, не исключает, что Россия согласится с военной операцией против Сирии и совершенно спокойно работает с геями.

В преддверии саммита "Большой двадцатки" в Петербурге президент Владимир Путин встретился с журналистами агентства "Ассошиэйтед Пресс" и Первого канала. Первые же вопросы были посвящены сирийскому вопросу, именно он сейчас вышел на передний план, отодвинув все другие вопросы, которые планируется обсуждать на саммите. Путин подтвердил, в частности, что предложит коллегам поговорить на эту тему несмотря на то, что в планах этого нет.
Он еще раз подтвердил позицию России — Москва настаивает на непременной санкции ООН и неопровержимых доказательствах применения Асадом химического оружия, причем пока не верит в это применение. В этом случае Путин не исключает, что Россия может согласиться с военной операцией.
Основной повестке дня саммита в интервью практически не уделено внимания, Путин лишь упомянул о подготовке некого "Петербургского плана" по развитию мировой экономики. А вот взаимоотношения российского президента с американским вызвали у AP куда больший интерес. Хотя Путин и разочарован отменой визита Барака Обамы в Москву, он, как выяснилось, по-прежнему считает его "хорошим, интересным собеседником", с которым "интересно работать". А то, что они якобы скучают на встречах, назвал выдумками. Но сами по себе отношения государств неидеальны, признает российский лидер — есть сбои в сотрудничестве спецслужб, есть подозрения, что Госдеп заинтересован в нестабильности в России, есть пережитки "холодной войны".
Вторая половина интервью посвящена особенностям внутренней российской политики, и из нее читатели смогли узнать, что Владимир Путин следит за обсуждаемыми в сети событиями, хотя обычно всеми силами старается заверить, что не следит. Например, он смотрел видеоролики о том, как молодежь на улицах расправляется ("бомбит", как выразился президент) с наркоторговцами, думает о Сноудене (кстати, Путин пообещал, что "мы его не отдадим"), и в курсе незадекларированной фирмы Алексея Навального в Черногории.
Навальный и выборы вообще тоже интересовали интервьюеров. И здесь Путин представил довольно оригинальный взгляд на смысл выборов, сказав, что их цель, даже "дело чести" для всех чиновников и избиркомов — это "наладить дело так, чтобы люди могли объективно выразить свое отношение к кандидатам, а волеизъявление граждан привело бы к формированию эффективных и дееспособных органов власти".
Сама по себе такая формулировка уже странная, потому что де-юре чиновники и избиркомы вообще не должны иметь отношения ни к чему, кроме технического сопровождения выборов, и уж тем более не должны следить за тем, какие органы образуются в результате, хотя бы потому, что не их дело оценивать, какие кандидаты эффективны, а какие нет. Определить это заранее можно только указанием сверху.
Что, собственно, Путин и сделал, заявив, что именно Сергея Собянина считает эффективным мэром. " Я люблю таких людей. Он меньше говорит, больше делает... Работать системно, спокойно, без шума и пыли, но добиваться результата, это гораздо сложнее. Мне кажется, Собянин это умеет", — сказал глава государства. Ну то есть человек искренне считает, что выборы нужны для того, чтобы приводить к власти нужных людей. Не то, чтобы это было новостью, конечно.
Навального Путин, соответственно, раскритиковал: оседлал, говорит, модную тему коррупции, но сам-то нечист в этом смысле, и спиртзавод там у него, и лес. То есть сыграл, как принято в политике, не в мяч, а в игрока.
Другое неожиданное заявление президента касалось гомосексуалистов. Никаких последствий для участников Олимпиады в Сочи российский закон о запрете гей-пропаганды среди детей не вызовет, заверил Путин. Более того, заявил Путин, у него лично гомосексуалисты не вызывают антипатии. "Я работаю с такими людьми, я их иногда награждаю медалями и орденами, у нас абсолютно нормальные отношения, и я не вижу здесь ничего особенного", — вот как прямо высказался президент, заставив наблюдателей гадать, где же именно он работает с геями, может быть, в правительстве или в Кремле. Сразу вспомнилось скандальное заявление активиста Николая Алексеева о том, что гомосексуалистами являются замглавы администрации президента Вячеслав Володин и глава Сбербанка Герман Греф.
Поскольку Путин без нападок на США в общественных вопросах обойтись не может, он дежурно заметил, что в некоторых штатах США, таких как Техас и Оклахома, нетрадиционная сексуальная ориентация является уголовным преступлением. Президент, как обычно, передергивает: в столице Техаса Хьюстоне мэром, например, избрана открытая лесбиянка. А законы, запрещающие гомосексуализм, которые действительно существовали в почти половине штатов, еще в 2003 году Верховный суд США признал неконституционными.
Выступления Путина вообще часто выглядят внешне убедительными, по сути не соответствуя действительности. Когда-то он публично заявил Ангеле Меркель, что Pussy riot — антисемиты, вешали чучела евреев и говорили, что от таких людей нужно избавить Москву.
Примерно так же дело обстоит с Олимпиадой. Отвечая на вопрос о чрезмерных тратах на подготовку, Путин объясняет, что лишь 100 млрд рублей потрачено из бюджета, а 114 млрд — за счет инвесторов, но не говорит, что инвесторами выступают в том числе госкомпании, что инвесторы работают на кредитах от Внешэкономбанка (на сумму большую, чем 114 и даже 214 млрд рублей, и три четверти которых будет возвращать государство), о невероятном росте смет на строительство, и о том, что на строительство сопутствующей инфраструктуры потрачено не просто "еще больше денег", как говорит Путин, а больше в несколько раз, около полутора триллионов рублей.
Возможно, говоря о работе с гомосексуалистами, Путин имеет в виду как раз олимпийских строителей: вот, мол, с какими секс-меньшинствами приходится работать. И ничего, работаем же.
Когда речь зашла о братских отношениях с Украиной, Путин применил тот же прием: "И белое движение, и красное дрались между собой насмерть..., но никогда не ставили вопроса об отделении Украины. И красные, и белые исходили из целостности Российского государства", — заявил президент. Выпускник СПбГУ, если его знания о Гражданской войне не почерпнуты только из фильма "Неуловимые мстители", должен бы, конечно, знать, что кроме условных "красных" и "белых", в войне участвовали и другие стороны, и были и попытки самих украинцев создать свое государство, павшее под военными ударами красных.
Зато закончил президент на жизнерадостной ноте: рассказал, что после того, как выловил на Алтае рекордного веса щуку, заинтересовался рыбалкой. "После этого я, пожалуй, займусь рыбалкой по-серьезному, мне понравилось", — сказал Путин.