Мария Мокейчева news@dp.ru Все статьи автора
30 августа 2013, 05:05 31

Неравный бой с ценами на бензин

C конца июля в Петербурге начался традиционный осенний рост цен на топливо. Как и во всей стране, уже много лет в августе–сентябре цены растут на 0,5 – 0,7 рубля. Год назад ценовая гонка продлилась до октября.

В итоге осенью 2012 года литр АИ–95 в городе подорожал на 1,8 рубля за 3 месяца. Установившаяся тогда цена 31,3 рубля за литр продержалась почти год, и вот теперь снова поползла вверх. Только за первые 2 недели августа АИ–95 подорожал на 0,3 рубля, но все самое интересное, похоже, впереди.

Операторы топливного рынка всей страны бьют в набат: оптовые цены на бензин и дизтопливо резко пошли вверх, а значит, не за горами и смена ценников на АЗС. Причем темпы роста отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) пугают даже бывалых. Председатель Топливного союза Башкирии Ринат Фаттахов рассказывает, что всего за пару недель цены на бензин на НПЗ подскочили на 4 – 5 тыс. рублей за тонну. В пересчете на литры эта прибавка означает ни много ни мало 3,6 рубля за литр (в тонне бензина 1390 литров).

Правде в глаза

В Петербурге темпы роста пока не так пугают. Как рассказывает Олег Ашихмин, глава Нефтяного клуба СПб, цены в опте пока выросли где–то на 2 – 3 тыс. рублей за тонну. Но никаких оснований ждать, что у нас будет лучше, чем в целом по стране, нет.

В Петербурге средние цены на бензин всегда примерно на 0,5 рубля выше, чем в среднем по РФ. Так что уже в ближайшие месяц–два лоббисты отрасли предлагают готовиться к 10%–ному росту цен на заправках. Однако, если смотреть правде в глаза, положение дел в топливной отрасли далеко от того, чтобы говорить о невидимой руке рынка. Цены на АЗС — это, похоже, не более чем результат компромисса между интересами вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и региональных чиновников, ответственных за социальное спокойствие подотчетного им населения. И арбитр в этих спорах — только один, и вы его хорошо знаете.

Слово и дело

Разумеется, напрямую говорить о некоем сговоре неправильно. Одного желания производителей недостаточно, и оптовая цена на топливо складывается из многих факторов. Здесь и размер акцизов, и курсы валют, и планы по ремонтам на НПЗ, и колебания объемов импорта бензина (в первую очередь из Белоруссии). Кроме того, сейчас уже довольно заметная часть топлива продается на бирже "Санкт–Петербург". Старт резкого роста цен был дан именно там. С июня до конца августа цены подскочили с 27 тыс. рублей до 39 тыс. рублей за тонну. И, хотя логика формирования котировок весьма сложна, а объемы биржевой торговли ничтожны по сравнению с прямыми поставками, как раз этот факт и дает госкомпаниям говорить о рыночном характере всплеска цен.

Однако вопрос о возможностях манипуляции биржевыми котировками все еще остается открытым и изучается специалистами Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго. Чиновники уже не раз упрекали нефтяные госкомпании в искусственном завышении цен, так что, возможно, причина нынешнего кризиса также кроется где–то тут.

На галерах

Владимир Путин, начиная с 1999 года, когда он в первый раз стал премьер–министром, и до нынешних пор практически ежегодно высказывается на тему роста цен.

"Ни одному здравомыслящему человеку невозможно объяснить, почему у нас, в нефтедобывающей стране, за год в 1,5 раза поднялись цены на бензин", — заявляет он в 1999 году. В 2001 году он требует установить реальные цены на бензин, а в 2003 настаивает, что таких проблем с ГСМ, как раньше быть не должно.

Ежегодно этот человек с завидным упорством ведет неравный бой с ценами на бензин. Каждый раз он выходит из конкретного боя победителем, но, судя по динамике цен, войну все же проигрывает. Вот и в 2008 году он снова говорит, что правительство страны сделает все возможное, чтобы снизить цены на нефтепродукты и бензин, а в 2011 году опять обещает "надавать по рукам" за высокие цены. Но при этом только с мая 2009 года по апрель 2013–го, по данным "Петрол Плюс Регион", литр АИ–95 подорожал в Петербурге с 19,8 до 31,6 рубля. Справедливости ради стоит признать, что доллар за это время вырос на 40%, а инфляция в стране (по нарастающей) — на 50%.

Последние из самых заметных усилий по обузданию цен на бензин были предприняты год назад. Тогда после осеннего ралли в считанные недели бензин подорожал за 5%. Это грозило обрушить планы на относительно низкий уровень инфляции в стране в год президентских выборов. Энергичные меры федеральных властей привели по сути к замораживанию ценников почти на год.

Теперь же, похоже, интересы нефтяников снова стали важнее политических рисков. В конце концов кроме интересов автомобилистов есть еще и интересы федерального бюджета. А ведь он, по подсчетам советника Института энергетической стратегии Валерия Первухина, на 40% формируется за счет налоговых поступлений ВИНК. Так что обещания роста цен на 10% — вполне осязаемая перспектива, и к зиме мы уже не будем удивляться стоимости литра АИ–95 в 34,5 рубля.

На государственном уровне

В отличие от бензина цены на газ регулируются государством полностью — благо, поставляется он монополистом. И если рост цен на бензин вызывает у госслужащих самого высокого ранга недовольство, то цены на газ государство планомерно повышает само.

Так, с 1 июля тарифы на газ для населения и промышленности в России были повышены в среднем на 15% по сравнению с ценой, действовавшей с апреля. Затем с 1 августа оптовые цены для промпотребителей выросли еще на 3%, нивелировав апрельское снижение тарифов на те же 3%.

Сейчас, по данным комитета по тарифам Петербурга, розничная цена природного газа, реализуемого населению города ЗАО "Газпром межрегионгаз Санкт–Петербург", составляет 5031 рубль за тысячу кубометров. В первом полугодии она составляла 4375 рублей за тысячу кубометров. Для промышленности оптовая цена на газ с 1 августа составляет в Петербурге 3921 рубль за тысячу кубометров. Цена газа для заправки автомобилей составляет примерно 16,5 – 17,5 рубля за литр.

Промышленности следует быть готовой к дальнейшему росту цен: Федеральная служба по тарифам предлагает с 1 октября повысить оптовые цены на газ для промышленных потребителей "Газпрома" на 1,9% по сравнению с установленными с 1 августа. Цена на газ рассчитывается по формуле, где используется информация о ценах на мазут и газойль.

А в I квартале ФСТ обещает снижение оптовых цен на газ до уровня августа–сентября 2013 года.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама