"Деловой Петербург". Его затопило

Журналист dp.ru Михаил Шевчук - о том, почему наводнение застало российские власти врасплох

На этой неделе власти РФ наконец обратили пристальное внимание на дальневосточное наводнение. Президент Владимир Путин вырвался ненадолго из объятий байкеров и анонсировал крупномасштабные планы по исправлению ситуации. От правительства требуются все новые усилия, чтобы доказать, что на Дальнем Востоке можно жить. Паводок начался там еще в конце июля, а к середине августа приобрел характер ЧП федерального масштаба. Затоплены сотни километров дорог, тысячи жилых домов, сотни тысяч гектар полей.
Пока жители Хабаровска оборонялись от стихии мешками с песком, Владимир Владимирович наблюдал бои без правил в Сочи и ездил в Волгоград наслаждаться речами байкеров из клуба "Ночные волки". Но слишком очевидно назревал вопрос: "Мистер Президент, что случилось с вашим Дальним Востоком?". И Владимир Путин наконец добрался до Дальнего Востока. Чуть раньше там оказался глава Минрегионразвития Игорь Слюняев. Паводки для Дальнего Востока, сказал Слюняев, характерны. И бороться с ними надо сооружением дамб и гидротехнических сооружений. "В советский период такие дамбы создавались, потом на какое–то время упустили вопрос", — посетовал министр и добавил, что региональные власти должны учитывать паводки при застройке территорий. Надо сказать, что до того, как стать министром, Игорь Слюняев был губернатором Костромской области. Которую тоже заливает постоянно. Как раз этой весной там снова затопило город Нерехту, еще компенсации не закончили выплачивать. Масштаб разрушений, конечно, не сравнить с хабаровским. Но нужных дамб при Слюняеве, видимо, так и не построили. Но про Костромскую область никто не вспоминает, сейчас на повестке дня Дальний Восток: регион, в который власти пытаются вкладывать огромные деньги. На саммит АТЭС, мосты и университеты потрачены миллиарды, создано специальное министерство, и все это для того, чтобы доказать, что на Дальнем Востоке жить можно, а скоро будет еще и хорошо. Неделю назад неунывающий вице–премьер Дмитрий Рогозин в Благовещенске прямо в разгар эвакуации жителей пообещал новые предприятия и строительство нового города. Президент даже уже придумал городу название Циолковский. Комментарии к жизнерадостным выступлениям на дальневосточных сайтах лучше в печати не приводить. Что тут доказывать, когда на китайском берегу Амура наводнения нет, там с дамбами полный порядок.
В Петербурге раньше тоже регулярно случались наводнения, но у нас–то теперь дамба есть. Строили ее, правда, 30 лет, и обошлась она более чем в 100 млрд рублей. В Хабаровске проект водозащитных сооружений появился в 1984 году, всего на 5 лет позже, чем в Ленинграде. Но, видимо, одновременно страна может себе позволить только одну такую стройку.
А город Циолковский на первое время можно будет мешками с песком обложить.