Washington Post выкуплена миллиардером и владельцем Amazon.com Джеффри Безосом. За неделю до этого Boston Globe завладел богач Джон Генри. Проблемы газетного рынка не миновали и Россию, самыми интересными активами считаются "Ведомости" и "Коммерсант"
Washington Post, одна из самых крупных и авторитетных печатных газет США, решила сменить владельца. Новый собственник, миллиардер и владелец самого крупного в мире интернет-ретейлера Amazon.com Джеффри Безос заплатит за этот актив $250 млн. Никто из участников рынка и даже сотрудников самой Washington Post и не подозревал о том, что издание будет продано.
"Годы известных всем проблем в газетной индустрии заставили нас задуматься о том, что, возможно, найдется другой владелец газеты, который принесет ей больше пользы. Проверенный гений Джеффа Безоса в мире технологий и бизнеса, его дальновидность и личная порядочность сделали его единственно подходящим новым владельцем Post", — уверяет Дональд Грэм, который технически еще остается владельцем газеты.
Сделка по покупке издания будет полностью закрыта в ближайшие 60 дней. Джеффри Безос приобретет СМИ со всеми его приложениями как частное лицо. Дональд Грэм, таким образом, попрощается с семейным бизнесом, который принадлежал Грэмам на протяжении 80 лет и уже третьего поколения. Дональд пришел к управлению Washington Post в 2001 году и на каком-то этапе своего руководства начал тайные переговоры о продаже газеты миллиардеру. Впрочем, сам Безос призывает сотрудников и читателей газеты не переживать и обещает, что за редким исключением не будет менять политику редакции.
"В ближайшие годы в Washington Post произойдут, конечно, изменения... Интернет трансформирует почти все аспекты новостного бизнеса: новостной цикл ускоряется, считавшиеся надежными источники выручки иссякают, появляются новые виды медиа, которые не требуют особых затрат на сбор информации либо вообще обходятся без них", — отметил он в открытом письме.
Другие СМИ отреагировали на продажу актива достаточно скорбно. Так, The Wall Street Journal пишет, что эта сделка символизирует одновременно и спад в газетном секторе, и переход власти от традиционных средств массовой информации к миллиардерам Силиконовой долины. И действительно — только за последнюю неделю это уже второй актив, перешедший в их руки.
Так, на прошлых выходных медиакомпания New York Times заявила, что одна из крупнейших газет Штатов, Boston Globe, будет продана владельцу бейсбольной команды Boston Red Sox Джону Генри. Миллиардер, который, видимо, коллекционирует активы с наличием "Boston" в названии, заплатит за газету $70 млн. Когда издание приобреталось в 1993 году, New York Times заплатила за него $1,1 млрд.
Такая повальная продажа печатных активов действительно связана с определенным кризисом на газетном рынке. С 2007 по 2012 годы рекламная выручка прессы США упала на 55%, а тиражи той же Washington Post в 2013 году упали на 6,5%, продолжив тренд к падению. Причем эти проблемы касаются не только печатного рынка США — в России эксперты говорят о тех же проблемах.
Только сектор прессы в первом квартале 2013 года продемонстрировал снижение объемов размещения рекламы. Оно составило 5%, хотя рост остальных сегментов стабильно превышал 10%. В прошлом году у прессы тоже не было поводов для гордости — по объемам размещенной рекламы она оказалась в минусе на 3,8% (в итоге — 3,56 млрд рублей). По словам специалистов, так пресса падала только в кризисные годы, и удорожание размещения уже не способно компенсировать сокращение его объемов.
"В нашей газетной отрасли дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы, с приходом электронных СМИ ситуация сильно усложнилась. Ряд газет ранга "Ведомостей", "Коммерсанта" сейчас представляет интерес в качестве активов — там высокая стоимость размещения рекламы, они очень интересны бизнес-аудитории. Что касается других печатных изданий, то они, как правило, сейчас работают либо на грани рентабельности, либо в убыток владельцам", — отмечает Денис Кусков, гендиректор TelecomDaily.