Генпрокурор Юрий Чайка обратился к Дмитрию Медведеву с жалобой на высокие цены на авиабилеты. В Госдуме уже лежит проект закона о продаже невозвратных билетов, который обещают принять осенью, он поможет снизить цены. Сами перевозчики разделяют требования и предлагают отказаться от бесплатных услуг.
Обращение Юрия Чайки датировано 18 июля. Он пишет премьер-министру, что авиакомпании наживаются на пассажирах, навязывая им услуги, от которых те не могут отказаться, так как они уже включены в стоимость билета. Надзорное ведомство выяснило это по итогам проверки, проведенной совместно с УФАС. Стоимость билетов, пришли к выводу прокуроры, завышается в полтора раза.
Кроме "обязательных услуг", причиной дороговизны билетов генпрокурор считает устаревшие нормативы в авиационной отрасли. По ним прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары.
Немедленно отреагировали депутаты. Вице-спикер Госдумы Сергей Неверов пообещал, что уже осенью парламент примет поправки в Воздушный кодекс РФ, направленные на снижение стоимости билетов. В частности, Госдума разрешит авиакомпаниям продавать невозвратные билеты — то есть те, которые нельзя сдать обратно. Их можно было бы продавать дешевле, не боясь того, что в итоге самолет полетит полупустым. Ранее зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Юрий Смирнов приводил подсчеты, согласно которым из-за возврата билетов авиакомпании теряют каждый год до 37 млрд рублей.
Интересно, что буквально за три дня до письма Юрия Чайки комитет Госдумы по транспорту внес проект поправок в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса, одной из главных идей которых как раз и является разрешение на продажу невозвратных билетов (предлагается, чтобы таких билетов могло быть не более 30%, чтобы дать пассажирам выбор).
На фото: Строительство нового терминала аэропорта "Пулково".
Возвраты билетов — одна из основных причин больших расходов авиакомпаний, из-за которых они и повышают цены на билеты наряду с ростом цен на авиационное топливо. Поэтому авиаперевозчики приветствуют инициативу. Как сообщила пресс-секретарь UTair Елена Галанова, дешевые билеты для пассажиров, которые уверены в том, что их поездка состоится, необходимы. Ее мнение разделяет директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал — он подчеркивает, что такая практика ранее существовала в России и до сих пор существует за рубежом и называет разрешение на продажу невозвратных билетов одним из важнейших условий понижения цен.
Авиакомпании двумя руками "за" предложение исключить некоторые услуги из перечня обязательных. Например, бесплатный провоз багажа или питание, говорит Сергей Быхал. Он добавил, что помочь снижению цен может и разрешение привлекать на работу пилотов-иностранцев. По мнению Быхала, это условие остановит неоправданный рост зарплат пилотов, который возникает из-за их дефицита в России.
Елена
Галанова
из UTAir отмечает, что бесплатное питание и провоз багажа составляют всего 4% от стоимости билета, и поэтому отказ от них мало повлияет на цену билета, но считает, что пассажирам лучше давать свободу выбора во всем. Она уверена, что дешевизна невозвратных билетов не будет компенсирована повышением различных дополнительных сборов, так как все сборы изначально включены в стоимость.