"Деловой Петербург". Футболка как бизнес

Автор фото: Грин Евгений

Кирилл Рогалев, совладелец компании "яМайка", создал бизнес с нуля и добился внушительных результатов: за 5 лет продал миллион маек, вышел на оборот 65 млн рублей в год и планирует открыть новые студии в Петербурге и Москве.

Кирилл Рогалев, генеральный директор компании "яМайка", закончил юрфак СПбГУ, и предполагалось, что он пойдет в бизнес отца заниматься поставкой оргтехники и ее обслуживанием. Но этот бизнес, весьма доходный, показался предпринимателю скучным, и ему захотелось найти свой путь, который прежде всего был бы азартным и творческим. Дело нашлось в секторе печати на футболках. Но, чтобы отличаться от десятков таких же компаний, понадобилось организовать работу в трех направлениях и занять свои ниши в трех сегментах рынка.
За 5 лет работы "яМайка", собственником которой Кирилл Рогалев стал вместе с Олесей Погребняк, имеющей опыт работы в московской компании, произвела 1 млн футболок. Их покупают от одной до нескольких тысяч штук. В футболках и фартуках с надписями, напечатанными в "яМайке", ходит половина персонала городских ресторанов. Оборот предприятия в 2012 году достиг 65 млн рублей. В 2013 году компания намерена довести его до 100 млн рублей.

Золотая жила

"У нас три юрлица, — рассказывает предприниматель, — студия печати, оптовый отдел (печать на текстиле — фабрика 300 м2 на ЛОМО) и интернет–продажи". Оптовый отдел дает 50% оборота, студии и Интернет — еще по 25%. Но прибыль выше, конечно, в студии, где расценки на печать индивидуальные. Клиенты, как правило, сначала приходят в студию и приносят картинку, которую они хотят увидеть на футболке: это может быть фотография, изображение или надпись. Дизайнер поможет довести ее до художественного уровня. "Свои картинки приносят 95% и только 5% выбирают из готовых, имеющихся в студии", — рассказывают в компании. Все претензии третьих лиц при урегулировании вопросов авторского права обращаются к заказчику: об этом подписывается договор. Некоторые клиенты приносят договоры с авторами изображений.
При этом студии (своеобразные витрины компании) в Петербурге работают на Невском пр. и Казанской ул., в Москве — в Китай–городе. То есть за аренду приходится платить дорого, но оно того стоит, уверены партнеры. Оборудование, в которое они вложили 13 млн рублей, позволяет браться за любые заказы. Например, принтеры здесь могут печатать на черной ткани до 50 оттенков красок.
Бизнес на оригинальных футболках делают в Петербурге художники, дизайнеры, продавая продукцию через свои интернет–магазины. "Приходит художник и заказывает 10 футболок, и это оказывается для него золотой жилой, тогда он заказывает 50, 1000 штук", — рассказывает Кирилл Рогалев. Инвестирует "яМайка" не только в оборудование, но и в открытие розничных точек.

Прибыльный февраль

Начинала "яМайка" как и все: с интернет–магазина. "Заказы варьировались от 15 тыс. до 30 тыс. рублей", — говорит Кирилл Рогалев. Через пару лет открыли собственную студию печати на футболках и начали работать, обеспечивая заказы компаний.
В среднем компания печатает 15 тыс. футболок в месяц. Самым урожайным является февраль. "Половину годовых заказов приносят нам 14 и 23 февраля", — рассказывает генеральный директор. Средний тираж футболок — 200 штук. 50% в структуре заказов сейчас занимают заявки от компаний. Финансовый принцип работы компании один: ничего не отгружать без оплаты. "Бизнес — это грань между нулем, минусом и тотальным крахом", — считает Кирилл Рогалев, но при этом ориентируется на рост. В недалеком будущем он хочет открыть музей истории футболки, чтобы люди могли увидеть, как развивался этот бизнес: от производства нижнего белья и спортивной одежды к дизайнерской и даже символам протеста (футболка "Брат Навального").
"С исходной продукцией все должно быть просто, — отмечает Кирилл Рогалев. — Главное — чтобы партнеры имели хороший склад с большим ассортиментом". На данный момент для "яМайки" это московская компания "Модерн" — у них собственное производство в Узбекистане и на складе хранится товар на $5 млн — футболки 15 размеров. Раньше "яМайка" только закупала у них товар, а потом стала работать как их дилер. Теперь у компании нет необходимости вкладываться в склад: все можно оперативно взять с чужого.
Всего в Петербурге в разных сегментах и с разной специализацией работает около десятка студий печати по текстилю: это студии "Артишок", "Петербургский портрет", T–Shop и другие. "Многие устали от массовости в одежде и стремятся к индивидуальной моде, — рассказывает Эльвира Ломовская, управляющий директор студии "Артишок", где также печатают изображения на футболках. — Мы делаем ставку на интеллигентного и творческого покупателя. Оформить идею или готовую картинку ему помогают наши дизайнеры, причем совершенно бесплатно".