"Деловой Петербург". Вирус-разрушитель бизнеса

Автор фото: globallookpress

Моббинг (от англ. mob — толпа — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе) сродни инфекционному заболеванию, источником которого являются люди. Прессинг со стороны коллег или руководства не только вынуждает сотрудника уволиться. Болезнь оказывает разрушительное воздействие на компанию как единый организм.

На Западе вирус моббинга скрупулезно анализируется. По данным немецких исследований, почти у 70% работников, подвергающихся травле, снижается мотивация труда, более 50% пропускают работу по причине различных заболеваний, треть работников меняют работу в рамках своей компании, 20% увольняются сами, 15% увольняют, а 5% понижают в должности. В России статистика и вообще какие–либо исследования на тему моббинга отсутствуют. По мнению экспертов, это связано с российским менталитетом и стремлением замалчивать существование проблемы. Изначально психологическому террору в компании подвергается один сотрудник, причем это может быть и новичок, и высококвалифицированный специалист, и топ–менеджер. Однако в итоге жертвой моббинга становится компания в целом.

Причины болезни

Благоприятная среда для возникновения моббинга — компании со сниженным иммунитетом: там, где преобладают женские коллективы, фирмы, в которых отсутствует четкая структура, должности дублируются, не выстроена внутренняя коммуникация или работают люди предпенсионного возраста, опасающиеся за свое место.
"Довольно высока вероятность возникновения моббинга в компаниях, делающих ставку на создание и поддержание конкурентной среды среди сотрудников. Логично, что между конкурентами разворачивается борьба, с другой стороны, могут появиться сотрудники, которые не вписываются в рамки такой корпоративной культуры", — говорит Юрий Павленко, тренер–консультант компании Schouten Russia.
Причин "заражения" великое множество: от желания мести или власти до личной неприязни, от стремления подсидеть до предубеждения против провинциалов или людей другой национальности. Симптомы проявляются в виде насмешек над изгоем, придирок, игнорирования. В ряды мобберов довольно быстро вовлекаются сотрудники, державшие нейтралитет. "Один из классических приемов — хвалить и ругать за одно и то же, чтобы сотрудник вообще не мог понять требований, например, молодец, что выдвигаешь идеи новых услуг, и через какое–то время: ты неадекватен, поскольку занимаешься самодеятельностью. Очень сильный прием — держать в неизвестности относительно даже самых незначительных вещей, например сбора средств на день рождения коллеги. Главное, почаще с загадочным видом скрываться за закрытыми дверьми и перешептываться с руководством", — говорит руководитель отдела одной из петербургских компаний.
На предприятиях, инфицированных моббингом, руководители довольно часто оказываются вовлеченными в процесс. "Бывает, что изгой — попросту носитель другой культуры, нехарактерной для компании, и кардинально отличается от большинства сотрудников и от самого руководителя. Так что порой руководитель ставит последнюю точку в процессе избавления от неугодного", — комментирует Юрий Павленко. Так было в одном из филиалов крупной компании. В филиал с его семейной атмосферой и регулярными душевными посиделками пришла новый менеджер по продажам — дама целеустремленная и деловая, которую теплая атмосфера и всеобщая дружба интересовали мало. Ее результаты по продажам впечатляли, но для коллектива она оставалась чужой. Раздражителя в итоге выжили — и не без поддержки директора филиала, для которого сложившаяся атмосфера оказалась важнее финансовых показателей. Впрочем, и топы не обладают иммунитетом: по рассказам бывшей сотрудницы производственной компании, один из менеджеров написал для корпоратива оперу, высмеивающую его непосредственного руководителя, который славился медлительностью в принятии решений. Опера пользовалась успехом, осмеянный начальник подразделения уволился по собственному желанию.

Осложнения

Сильно выраженная напряженная атмосфера в коллективе может повлиять на работу отдела, разладить профессиональные отношения между сотрудниками или проектными группами, а также нанести урон работоспособности всей организации. "Особенно если бизнес малый. Просто будет некому работать", — утверждают специалисты компании HeadHunter по Северо–Западу. По данным службы исследований HeadHunter, даже критика со стороны коллег или подчиненных оказывает негативное влияние на 37% сотрудников российских компаний, критика со стороны руководства — на 26% участников опроса. А в результате непрекращающегося крайне выраженного враждебного отношения коллег психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой моббинга, может ухудшиться.
По мнению Григория Матыжева, генерального директора газеты "Метро–Петербург", моббинг напрямую влияет на экономические показатели компании.
"Вместо того чтобы сконцентрироваться на работе, люди вовлекаются во внутренний нерабочий конфликт и сосредотачиваются на нем, придумывают новые идеи для войны и обсуждают происходящее. Фокус перемещается с рынка и клиентов внутрь компании", — говорит он, замечая, что развитию моббинга способствует игнорирование или молчаливое одобрение со стороны руководителя. "Или же у руководителя неразвиты управленческие навыки, и он попросту не знает, что предпринять", — добавляет Матыжев.
Впрочем, есть и другое мнение. Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров "Проекта 111", считает, что моббинг на эффективность работы влияет не сильно: "Человек свободен в своем выборе, и, попав в неблагоприятную атмосферу в коллективе, он уйдет. Или же его "уйдут".

Профилактика

Наиболее эффективный метод профилактики заболевания, по мнению экспертов, — выбор сотрудников не только по профессиональным, но и по человеческим качествам. Не менее важными называют развитие у руководителей лидерских навыков, а также создание алгоритмов получения обратной связи от работников, четкое формулирование служебных обязанностей и выстраивание внутренних коммуникаций.
"В качестве профилактического средства я бы порекомендовал работу по созданию компании–команды с высокой вовлеченностью персонала. Должно быть понимание: мы вместе делаем одно дело, успешность компании зависит от нас. Если в компании ценятся все без исключения сотрудники и их деятельность, моббинг попросту не возникнет", — уверен Юрий Павленко.