В ближайшее время некогда крупнейшему речному порту Северо-Запада — Подпорожскому — грозит процедура банкротства. Предприятие не справляется с выплатой многомиллионных долгов. По некоторым данным, полгода назад предприятие сменило собственника.
28 июня в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск от петрозаводского ООО "Ремжелдорпуть" о банкротстве ОАО "Подпорожский порт". Порт не заплатил компании 248 тысяч рублей за техобслуживание железнодорожных путей в 2011 году. Это уже не первый иск с требованием банкротства порта. Еще в феврале банкротства предприятия потребовала Федеральная налоговая служба России из-за долга в 7 млн рублей. Рассмотрение ее иска пока отложили до сентября.
В суде уже находятся десятки исков о взыскании долгов с порта и от других кредиторов. Самая крупная задолженность предприятия на сегодняшний день перед Латвийским бизнес банком. Порт задолжал дочерней компании банка ООО "Радикале Трестс" 60 млн рублей. Чтобы вернуть свои деньги, банк попытался обратить взыскание на шесть речных судов порта, находящихся в залоге. 25 июня суд его иск удовлетворил. Еще на 13 млн рублей претендует петербургское ООО "Консалтинговая группа "Великий город". Если суд подтвердит требования компании, она станет крупнейшим незалоговым кредитором и будет контролировать банкротство предприятия в том случае, если оно наступит.
Подпорожский порт – крупнейший речной порт Северо-Западного региона. Он рассчитан на перевалку 3 млн тонн навалочных и пакетированных грузов. Его текущая ежегодная загрузка, по данным руководства, — до 600 тысяч тонн груза в год. Площадь порта 30 га, складские площади 60 тыс. м2. Согласно СПАРК, в последние несколько лет компания завершала финансовый год с убытками от 5 до 13 млн рублей.
До 2008 года "Подпорожский порт" принадлежал ОАО "Северо-западное пароходство". После того, как контроль над пароходством получили структуры предпринимателя Владимира Лисина, последний решил продать порт кипрскому оффшору Deltaport Service Limited. Его бенифициары неизвестны. Еще недавно в совет директоров порта входили совладельцы латвийской судоходной компании Alpha Shipping Company и петербургского ЗАО "АЛФА ЛОГИСТИКС". Кроме того, в совете числился совладелец петербургских компаний ООО "БалтикаЛес" и ООО "ПортСервис" Петр Борзон. "Меньше года назад состав совета директоров полностью изменился. Я туда больше не вхожу", — сообщил последний. Причины изменений он не прокомментировал.
"В конце прошлого года у порта сменился собственник", — объяснил dp.ru причины изменений источник в компании, близкий к руководству. Но кто именно купил предприятие, он не сообщил. Известно лишь, что формальным собственником по-прежнему числится тот же самый оффшор, но председателем совета директоров порта стал совладелец петербургской группы компаний "Великий Город" Эрик Папаян. Группа зарегистрирована на бывших площадях обанкроченного маслобойного завода "Салолин" на улице Салова. Ее директором раньше был Эрик Папаян. К той же группе компаний относится и потенциальный крупнейший незалоговый кредитор Подпорожского порта. И.о. гендиректора порта Николай Феопентов и Эрик Папаян факт смены собственника отрицают, но подтверждают возможность банкротства предприятия.
"Мы пытались договориться с налоговой службой о реструктуризации, но пока нам это не удалось. — рассказал dp.ru Эрик Папаян, — Скорее всего, порту придется пройти через банкротство, но он свою работу не прекратит. Это будет внешнее управление", — рассказал Эрик Папаян.
По словам Эрика Папаяна, новые собственники рассчитывают сделать предприятие прибыльным и расплатиться со всеми кредиторами. Для этого уже с этого года порт изменил свою ценовую политику и благодаря этому привлек новых клиентов из Финляндии и Швеции. Не помешают планам и претензии Латвийского бизнес банка на шесть судов. С банком уже удалось договориться, и его представители также входят в совет директоров порта.