Вкусно с дымком

В Петербурге ежегодно продаются несколько десятков тысяч коптилен отечественного производства и не больше пары сотен зарубежных.

У любителей загородных просторов в чести горячее копчение — быстро, удобно, вкусно и идеально для пикника или трапезы в непосредственной близости от дачи или коттеджа. Только в Петербурге наберется десяток производителей. "Это и крупные производственные компании с собственными цехами по металлообработке, для которых изготовление коптилен не является основным видом деятельности, и индивидуальные предприниматели с небольшими производственными мощностями. Производят коптильни и в других городах России — Москве, Рыбинске, Череповце", — перечисляет Павел Щукин, менеджер по продажам торговой компании "СПб–Пикник", в которой представлено около 40 разнообразных моделей коптилен российского производства.
"Объем продаж держится на достаточно высоком уровне, так что перенасыщения на рынке нет, хотя предложений от различных производителей много. Спрос можно характеризовать как стабильный, хотя некоторый подъем приходится на январь–декабрь и май", — говорит Ирина Виноградова, бренд–менеджер "Северной инженерной компании". Отечественные коптильни различаются по типу (например, со сдвижной или накидной крышкой), по материалу изготовления (высокоуглеродная сталь и коптильни из нержавейки), по количеству ярусов, по размеру и, соответственно, по объему (8 – 110 л). Конечно, и по весу коптильни значительно различаются: от 1,5 – 3 кг у компактных переносных коптилен до 20 – 28 кг у огромных стационарных.
По словам Павла Щукина, коптильни с гидрозатвором — абсолютный фаворит у покупателей уже не первый год. "Конструкция должна быть герметичной, чтобы в процессе копчения кислород не мог проникать внутрь: именно таким образом и сконструированы модели с гидрозатвором", — разъясняет он.
Цена на коптильни с гидрозатвором варьируется от 2 тыс. до 14 тыс. рублей, что в 1,5 – 2 раза выше стоимости близких по размеру более незамысловатых моделей. "Для пикника можно купить так называемую "одноразовую" коптильню за 250 – 550 рублей, хотя некоторые ими пользуются не один год. Новички обычно начинают с дешевых коптилен, однако со временем, вкусив прелесть закопченных собственноручно продуктов, все же приобретают более качественное оборудование", — говорит Павел Щукин.

Заморские гости

Другой сегмент пользователей обслуживают компании, предлагающие импортные коптильни. Финские варианты в отличие от отечественных гораздо внушительнее по размерам и весу (в среднем 30 – 40 кг) и привлекательнее с точки зрения дизайна. Но гораздо больший эффект производят коптильни канадско–американского бренда Bradley Smoker — в первую очередь благодаря своей универсальности. "Безусловное преимущество этих электрических цифровых коптилен — в автоматизированном процессе копчения. Коптильня сама контролирует время копчения, сама отключается по таймеру", — перечисляет Андрей Тихонов, представитель компании Bradley Smoker Inc в Петербурге. Цены на такие чудо–печи стартуют от 30 тыс. рублей.
Участники рынка оптимистичны в своих прогнозах будущего. "В последнее время увеличивается объем продаж более качественных, дорогих коптилен, которые более презентабельны и долговечны, и я думаю, что эта тенденция будет только усиливаться", — резюмирует Владимир Потемин, генеральный директор Торговой компании "СПб–Пикник". По мнению Ирины Виноградовой, не исключено, что большим спросом будут пользоваться коптильни не бытовые, а рассчитанные на большое количество конечного продукта. "Такое оборудование может быть востребовано при проведении массовых празднеств или при проведении пикника для большой компании. На Западе для таких целей принято брать оборудование напрокат, возможно, этот опыт будет использован и у нас", — говорит она.