"Открытому правительству" России исполнился год

Автор фото: итар-тасс

Большое, оно же открытое, правительство (ОП) работает ровно год. Эта структура – одна из самых показательных в современной России: полномочий нет, советов ОП никто не слушает, но эксперты продолжают советовать — в надежде, что вода камень точит.

В эти дни исполняется год с начала работы так называемого открытого (в другой формулировке — большого) правительства России. По этому случаю премьер-министр Медведев провел с членами открытого кабинета рабочую встречу, подвел некоторые итоги и наметил некоторые планы.
Экспертный совет (открытое правительство) — совещательный орган, созданный для проведения экспертизы и участия в разработке и реализации значимых социально-экономических решений кабинета министров, федеральных министерств и ведомств.
В состав совета входят, в частности, экономисты Евгений Ясин, Сергей Гуриев и Сергей Алексашенко, полномочный представитель Правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, экс-глава президентской администрации Александр Волошин, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау, президент РСПП Александр Шохин.
За год своей работы большое правительство (БП) успело обсудить довольно много тем и дать чиновникам некоторое количество советов по этим темам. Обсуждали, в частности, семейную политику, демографию, декларации чиновников, пенсионную реформу, энергоэффективность, налоговую политику, транспортную стратегию и так далее.
Система должна быть выстроена таким образом: правительство в целом и отдельные министерства готовят те или иные указы или законы, а эксперты дают советы по этим темам, и кроме того, предлагают и другие темы, если считают это нужным.
Дмитрий Медведев предложил создать открытое правительство в конце 2011-го года. Еще в течение полугода обсуждали, кто войдет в его состав, и какие полномочия получит новый орган. Приходится констатировать, что судьба этого проекта Медведева аналогична судьбе всех остальных его проектов: все ушло в пиар.
Эксперты в один голос констатируют, что никаких решений БП не принимает – все решения принимаются так же, как и раньше, там же, где и раньше, и теми же, кем и раньше. Новый орган в лучшем случае играет роль экспертного совета (чьих советов никто не слушает), в худшем – простой потемкинской деревни. А нужна эта деревня потому, что такой пиар то ли моден, то ли необходим.
Некоторые эксперты, впрочем, работают в медведевском проекте вполне искренне. По-видимому, исходят из того, что хуже от этого не будет, а, возможно, будет и какой-нибудь толк.
Большого смысла в работе БП не просматривается, отмечает директор института современных медиа Кирилл Танаев: "Я не вижу качественного улучшения государственного управления. Я не вижу качественного улучшения взаимодействия государства и общества. Примеры такого благого влияния работы БП мне неизвестны".
Недовольны случившимся с открытым правительством даже столь лояльные общественные деятели, как Тина Канделаки: "Судя по той команде, которая набиралась во время создания «открытого правительства», было немало людей – экспертов, политиков, бизнесменов, общественных деятелей, готовых это направление поддержать.  [А теперь] «открытое правительство» давно забыли, как будто его и не было вовсе".
Существует всемирный проект "Открытое правительство", "учрежденный с целью утверждения идеалов государства, открытого гражданскому контролю". Еще совсем недавно Россия собиралась к этому проекту присоединяться. После возвращения в Кремль Владимира Путина – передумали. Пиар пиаром, а раскрывать источники и механизмы принятия решений никто не собирается.
О работе большого правительства и функционировании политической системы в целом хорошо свидетельствует история одного из действующих членов БП – бывшего ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева. Эксперт правительства считал нужным защищать Ходорковского и поддерживать Навального, государство ответило обысками и допросами, и эксперт правительства уехал в эмиграцию в Париж.
Еще один показательный пример произошел сегодня в ходе заседания открытого правительства. Один из экспертов по части здравоохранения спросил министра финансов, почему медицина не финансируется лучше. За Силуанова ответил премьер-министр: "Потому что денег мало". Вот и все открытое правительство — коротко и ясно.
Дмитрий Медведев тем временем преисполнен оптимизма. Создание открытого правительства было обоснованным, идея прижилась, эксперты будут привлекаться к обсуждению важных вопросов и дальше, сказал он. Доказательства – в цифрах: через БП прошли аж 30 законопроектов. Обсуждения продолжаются.