Справились на "АРТлично"

СПб. Основатель центра профориентации подростков "Арт личность" Айдар Фаррахов сделал ставку на работу с актерами, спортсменами и топ–менеджерами.

Айдар Фаррахов, получив два образования — театральное и экономическое, 5 лет проработав в театре и какое–то время — в западных компаниях в должности маркетолога, в 2009 году понял, что идти в офис он больше не хочет.
Еще занимаясь маркетингом, он, придя домой с работы, до 3 часов ночи продумывал идею создания своего центра профориентации для подростков.
К идее подтолкнули собственные дети. "Функция, которую раньше выполняли учебно–производственные комбинаты (УПК) в школах, сохранилась не везде. Вопрос о том, куда отправить ребенка учиться, возникает как гром среди ясного неба в тот момент, когда ребенок сдает ЕГЭ", — говорит бизнесмен. К нему присоединилась жена Ольга, начальные вложения в бизнес составили около 150 тыс. рублей, из которых 50 тыс. были потрачены на создание сайта, остальные — на рекламу.

Распробовать на вкус

Идея владельцев "Арт личности" состоит в том, чтобы позволить подросткам сориентироваться в профессиях, дав "потрогать" их руками. Например, чтобы распробовать поварское дело, в 2012 году дети в возрасте 9–16 лет отправились в Италию и прошли обучение в известной кулинарной школе Gambero Rosso ("Розовая креветка"). "Подход был такой: каждый ребенок получал свое рабочее место в школе и вместе с кураторами с утра отправлялся на местные рынки выбирать продукты", — рассказывает Айдар Фаррахов.
Готовили тирамису, пиццу и другие блюда итальянской кухни.
В перерывах наведывались в маленькие семейные ресторанчики на 10 мест, куда не ступала нога туриста, и изучали, как там все устроено. Годом раньше состоялась похожая поездка в Мюнхен — на завод BMW. Курс под названием "Найди свою профессию с BMW" подразумевал общение с ведущими специалистами автоконцерна.
В целом за 4 года 1700 детей в возрасте 9–17 лет прошли обучение в центре по разным направлениям. Ежемесячно здесь обучаются 100 школьников. В 2010 году оборот компании составил 800 тыс. рублей, в 2011 году — 1,5 млн рублей, в 2012 году — 1,7 млн рублей. Чистая прибыль компании — около 100 тыс. рублей в месяц.

От слов — к делу

Сейчас "Арт личность" организует встречи с известными профессионалами. На вопросы школьников уже ответили книгоиздатель Ирина Прохорова, актриса Ксения Раппопорт, волонтер и актриса Чулпан Хаматова, спортсменка Елена Исинбаева, президент Microsoft Russia Николай Прянишников и другие.
В 2013 году компания запустила новое направление — биржу труда для подростков. "Мы пригласили инициативных родителей, которые готовы взять ответственность и предложить рабочие места для детей", — рассказывает Айдар Фаррахов. "Цель биржи — помочь детям получить интересный и полезный опыт работы, мотивировать их на обучение и получение специальности, а также дать попробовать свои силы в реальных условиях", — продолжает он. Первой откликнулась компания по производству труб "Икапласт", которая предложила шесть рабочих мест в течение всего лета: в лаборатории, отделе кадров и бухгалтерии. Продвигать услугу помогают открытые уроки в школах, социальная сеть для школьников dnevnik.ru, реклама на радио, контекстная реклама в Интернете.
По словам Евгении Никифоровой, совладелицы компании "Бюро профориентации", сейчас больше 50% клиентов узнают об услуге через Интернет. "Спрос на услугу, безусловно, растет. Действительно, раньше в школах был человек, отвечающий за профориентацию, за ним была закреплена ставка. Потом ее убрали и поручили эту функцию в качестве дополнительной нагрузки педагогам или психологам", — рассказывает она.