Прибраться: выгодно и полезно

Понятное стремление строителей сэкономить на вывозе строительного мусора может обернуться в будущем экологической катастрофой.

Вывоз строительного мусора — обязательная составляющая любых строительно–монтажных работ, а его утилизация помогает решать экологические проблемы больших городов. Несвоевременный вывоз мусора и свалки в неустановленных местах загрязняют окружающую среду и облагаются штрафами. Сегодня по закону "Об административных нарушениях в Санкт–Петербурге" № 273 – 70 организация несанкционированной свалки влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Деньги на мусор

Обычно строительный мусор вывозят спецтранспортом. Услуги по вывозу строительного мусора подлежат лицензированию и регламентируются законодательством, которое определяет экологические нормы и правила безопасности, — каждый вид отходов должен иметь свой экологический паспорт. Стоимость услуги зависит от местоположения строительного объекта и вида отходов. Цены колеблются от 370 до 500 рублей за вывоз 1 м3 мусора.
Полигоны твердых бытовых отходов и свалки, на которые вывозится мусор, также должны быть лицензированы. Под Петербургом официально для складирования, хранения, утилизации самого разного мусора предназначены полигон "Южный" на Волхонском шоссе, "Промотходы"во Всеволожском районе и "Новый Свет — Эко" в поселке Новый Свет Гатчинского района. Однако до сих пор находится немало желающих избавиться от строительного мусора на несанкционированных помойках, например на Мурманском шоссе, на той же Волхонке и даже в черте города — на Канонерском острове. "Сейчас стало больше нелицензированных свалок, куда везет свой мусор несознательный природопользователь, — говорит Андрес Мююр, заместитель генерального директора НПО "СевЗапПромЭкология". — Это самое настоящее экологическое преступление". По его словам, уборка 1 м3 мусора в неположенном месте и перевозка его до лицензированной свалки обходится городу в 650 рублей. Если учесть, что размер несанкционированных свалок достигает 150 тыс. м3, речь уже идет о более чем 97 млн рублей.

Сортировка по–русски

По мнению специалистов, строительный мусор утилизировать намного проще, чем бытовой. Мусор, состоящий из щебня, кирпича и других строительных материалов, можно отправить на вторичную переработку, а затем использовать в качестве подсыпки на строительстве дорог. Остатки деревянных конструкций также можно пропустить через дробилку и превратить их в стружки и опилки, которые можно использовать для производства брикетов и пеллетов (древесных гранул) для отопления, а также для изготовления панелей, блоков и цементно–стружечных плит (ЦСП), которые идут на строительство любых помещений.
Однако проблема состоит в том, что строительный мусор очень разнороден, и для того, чтобы его хоть как–то использовать, необходимо организовать и провести селекцию отходов прямо на месте — на строительной площадке.
При правильном отношении строителей к исходным материалам несложно научиться сортировать отходы сразу, не сваливая все в одну кучу без разбора и избавляя тем себя от лишней работы.
Селекция отходов выгодна самим строителям, ведь, сортируя строительный мусор по разным контейнерам, они экономят на вывозе. Вывоз дерева, грунтов и кирпича обходится дешевле, чем вывоз железобетонных конструкций, —грунт, например, можно вывезти по цене всего 200 рублей за 1 м3.
"Всегда выгоднее разложить мусор по разным контейнерам. В противном случае мы все забираем и везем на полигон, но строителям это обходится дороже, — объясняет Андрес Мююр. — К сожалению, у нас еще далеко не все это понимают. Приходится приглашать специалистов из Европы, чтобы научить строителей сортировать мусор".
Многие российские строители до сих пор предпочитают экономить на отечественный манер — договориться напрямую с водителем спецтранспорта, чтобы он ночью подъехал и вывез отходы подешевле.