Интернет заменил клиентам офис

СПб. Объем операций, совершаемых клиентами онлайн и через мобильные телефоны, вырос на 30%, достигнув 204,3 трлн рублей. Удаленным доступом пользуется треть клиентов.

Банкиры отмечают стремительный рост объема операций, совершаемых в мобильном и интернет–банке. Так, объем безналичных операций по этим двум каналам вырос в 2012 году к предыдущему году на треть, до 204,3 трлн рублей
В 2012 году, по данным ЦБ РФ, количество счетов с дистанционным доступом физлиц и юрлиц выросло более чем на четверть, составив 99,9 млн счетов. Число счетов с доступом через Интернет и мобильные телефоны выросло на 40%, но их доля в общем количестве счетов с удаленным доступом оставалась относительно небольшой: на счета с доступом через Интернет в 2012 году пришлось 30,8% (в 2011 году — 26,9%), через мобильные — 25,7% (в 2011 году — 22,5%).

Самостоятельные клиенты

При этом растет не только число операций, совершенных удаленно, но и объем вкладов, открытых дистанционно, и кредитов, оформленных также удаленно.
В I квартале 2012 года доля платежей через удаленные каналы обслуживания Северо–Западного банка составила 48,85%, а уже в апреле 2013 года — почти 73%, делится Юрий Петров, заместитель директора управления "Банк XXI" Северо–Западного банка Сбербанка России. Он отмечает, что с начала 2013 года количество вкладов, оформленных онлайн, увеличилось в 3 раза, в апреле текущего года общий объем таких вкладов вырос больше чем в 4 раза и достиг почти 2 млрд рублей.
В свою очередь Альфа–Банк активно предлагает оформление кредитных карточных продуктов через Интернет, продажи кредитных карт увеличились более чем в 3 раза, говорит Иван Володин, начальник управления внедрения и сопровождения клиентов Альфа–Банка. По его словам, после запуска с августа прошлого года нового дизайна интернет–анкеты количество заявок, поступающих по данному каналу, увеличилось в среднем на 130%. При этом качество привлекаемых заявок (по уровню одобрения) сравнимо с традиционными каналами привлечения, подчеркивает Иван Володин.
В части срочных депозитов более 30% всех вкладов оформляется через интернет–банк, условия по таким депозитам такие же, что и по вкладам, открываемым в отделении банка, рассказывает Иван Володин.

Не удивить

Банки вкладываются в продвижение удаленных продуктов, проводят кросс–продажи, учат клиентов работе с дистанционными сервисами. "Рынок продвижения через дистанционные каналы находится в жесткой конкуренции и остается в зависимости от маркетинговых бюджетов", — считает Иван Володин.
Часто банки предлагают бесплатный доступ в интернет–банк на определенный период при выдаче карты, проводят акции, чтобы простимулировать спрос. Дистанционный доступ к услугам своим клиентам предоставляют почти все банки, наиболее активны в этом сегменте розничные банки.
Банки предлагают не только возможность перевода средств, платежей, оформления вкладов и карт, но также купить страховые продукты партнеров банка, открыть ПИФы, воспользоваться брокерскими услугами. При этом с прошлого года банки стали активно привлекать в удаленные каналы не только физлиц, но и юрлиц, разрабатывая приложения специально для компании.
Как объясняют банкиры, клиентов больше не удивить удаленным доступом, приходится обновлять и расширять функционал таких сервисов, улучшать дизайн.