"Деловой Петербург". Из-за ремонта Дворцового моста судоходные компании могут потерять до 30% доходов /Дворцовая преграда

Известие о том, что Дворцовый мост не будет готов к началу навигации, застало врасплох пассажирские и грузовые судоходные компании. Им грозит потеря до 30% дохода.

Традиционно в конце апреля стартует навигация по Неве, являющейся частью Волго–Балтийского водного пути, соединяющего Балтийское море с Волгой. Обычно к этому времени Ладожское озеро освобождается ото льда, а по Волго–Балту в петербургский порт активно идут экспортные грузы — нефть, лес, металлы, стройматериалы.
Однако из–за того, что компания "Пилон", проводящая реконструкцию Дворцового моста, не успела завершить работы к 30 апреля, как требовал контракт, движение по Большой Неве будет закрыто до 20 мая. В результате суда пойдут в петербургский порт не кратчайшим путем, а огибая Васильевский остров по Малой Неве, где они раньше не ходили. Этот путь длиннее и уже, его пропускная способность ниже.
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский подсчитал, что по Малой Неве сможет пройти около 70% судов от того количества, которое в среднем проходило через Неву до ремонта Дворцового моста. По словам специалистов, по Большой Неве может расходиться 50 грузовых судов за ночь, а по Малой — 35, причем по ней не смогут пройти составы барж и суда длиной свыше 140 м.

Скрытые проблемы

Возможности обходного пути до конца еще не изучены. Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова мог бы провести математическое моделирование движения судов от Тучкова моста до Петровского канала, включая промер глубин. Однако Смольный до сих пор не заключил договор с университетом. По этой причине судовладельцы так и не знают, каким должно быть максимальное водоизмещение танкера, чтобы он свободно прошел по Малой Неве. "Еще одна важная проблема — это отсутствие инфраструктуры для отстоя танкеров", — добавляет директор по развитию бизнеса судоходной компании "Нева–Групп" Аркадий Быковский.
Эксперты подсчитали, что в первый месяц навигации грузооборот по Волго–Балту может сократиться как минимум на 16%, или 500 тыс. т (в среднем в первый месяц навигации по водному пути проходит около 3 млн т грузов).
"Если движение под мостом откроют, как обещают, в конце мая, то потери судовладельцев будут минимальны, поскольку количество проводок достигает пика к концу июня — началу июля", — предполагает Аркадий Быковский.
В Северо–Западном пароходстве , входящем в UCL Holding Владимира Лисина, заявили, что на данный момент подсчитать потери сложно, их можно будет оценивать ближе к началу навигации, когда станет понятно, какие усилия по организации движения по Малой Неве предпримут городские и федеральные органы власти. При этом в компании пояснили, что, возможно, в этом году и вовсе откажутся от речных перевозок по Волго–Балту.
В свою очередь, в ОАО "Череповецкий порт", из которого по Неве идет большой объем металла на экспорт, заявили, что трудности в навигации пока не представляют серьезной опасности. "Навигация сдвигается не критично, и пока замещать речные перевозки железнодорожными нет смысла, все–таки речной транспорт на 20–30% дешевле железнодорожного", — говорит директор по эксплуатации Череповецкого порта Александр Шаргородский.
По мнению директора по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежды Малышевой, катастрофы с перевозкой грузов по Неве не случится, поскольку период ограничения движения — всего 15–20 дней и приходится на самое начало навигации. "Издержки, которые возникнут у судовладельцев в начале мая, можно компенсировать в течение навигации, например, за счет увеличения времени разводки мостов", — полагает эксперт.

Подход закрыт

В значительно более сложном положении оказались некоторые местные пассажирские судоходные компании, чьи причалы расположены между Благовещенским и Дворцовым мостами.
На майские праздники приходится один из пиков спроса на речные прогулки. И в это время два крупнейших петербургских перевозчика: ООО "Астра Марин" и ООО "Нева тревел компани" — будут вынуждены нести убытки. Обе компании перевозят около 700 тыс. пассажиров в год — в Петродворец, Кронштадт, крепость Орешек, также они организуют экскурсионные прогулки по Неве. Эти игроки оказались в ловушке: в Неву их не пускает Дворцовый мост, а выйти в залив через Благовещенский мост они не могут.
"В направлении моря не организована система навигации, мы не можем ходить в Петродворец, — говорит генеральный директор "Нева тревел компани" Андрей Набатов. — Если Дворцовый мост откроют как обещают, то из 4 месяцев навигации мы потеряем только 1 и лишимся 25–30% доходов".
Больше всех в истории с ремонтом моста не повезло компании "Астра Марин", которая управляет двумя линиями: "Петергоф экспресс" и "Невская линия отдыха". Причал компании расположен по соседству со стройплощадкой Дворцового моста, подход к судам ограничен, из–за чего компания теряет часть пассажиров.
В выигрышном положении оказался крупнейший петербургский перевозчик — ООО "ВодоходЪ", входящее в UCL Holding. Причал компании расположен напротив Эрмитажа, ее суда могут беспрепятственно ходить по Неве и выходить в море. В компании рассчитывают нарастить оборот на 15%.
У городских властей нет решения проблемы, кроме как увеличить время разводки мостов (предположительно на 50 минут), что создаст дополнительные сложности наземному транспорту. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры и в ГБУ "Волго–Балт" сообщили, что решение об увеличении времени разводки пока не принято.
Дворцовый мост — серьезнейшая проблема. Наши суда базируются на причале "Спуск со львами", по соседству со стройплощадкой. К причалу ведет тропинка шириной 1,5 м. Отсутствие нормального подхода портит имидж города, создает сложности пассажирам, которые будут опаздывать на рейсы, что может обернуться конфликтами и судебными разбирательствами. Мы просили город дать нам другой причал — свободный есть ближе к Благовещенскому мосту, но нам отказали, сообщив, что наш участок строительными работами не затронут.
Андрей Кузнецов
генеральный директор ООО "Астра Марин"
Для нашей компании складывается благоприятная ситуация. Нас закрытие Дворцового моста не затронет, наш причал "Эрмитаж Нижний" расположен на Дворцовой наб., напротив главного входа в Эрмитаж, так что мы свободно можем ходить по Неве и выходить в море. Благодаря появившемуся конкурентному преимуществу мы рассчитываем наращивать пассажиропоток на 10–15%, пока не откроется проход под мостом и другие компании не войдут в нормальный режим работы.
Виктор Чекмарев
начальник отдела внутригородского флота ООО "ВодоходЪ"