"Деловой Петербург". В мае "Ростелеком" запустит сотовую сеть 3G в Петербурге

На крайне конкурентный рынок сотовой связи Петербурга в мае выходит пятый крупный игрок — "Ростелеком", имеющий беспрецедентную поддержку на государственном уровне.

В мае "Ростелеком" запустит сотовую сеть 3G в Петербурге. Об этом "ДП" сообщили сразу два осведомленных источника.
Таким образом, в городе появится пятый крупный оператор сотовой связи и четвертый игрок, работающий по технологии третьего поколения в стандарте UMTS. То есть он будет конкурировать с операторами "большой тройки", предоставляя как услуги скоростной передачи данных (этого нет у Tele2), так и голосовую связь (отсутствует у Yota).
В Петербурге у "Ростелекома" уже есть 1% сотового рынка по количеству абонентов за счет принадлежащего ему оператора SkyLink, но тот работает по технологии CDMA, для которой на нашем рынке мало смартфонов, и фактически не развивается.
Сам "Ростелеком" не сообщает точную дату старта 3G. Известно о его намерении запуститься во II квартале 2013 года. Еще в декабре прошлого года в Петербурге был совершен первый тестовый звонок.
На II квартал "Ростелекомом" запланирован запуск 3G сразу в нескольких регионах России. В одних у оператора уже есть "дочки", работающие в стандарте GSM (2G), в других ему пришлось строить сотовую сеть с нуля. В Петербурге — одна из самых больших строек. На вопрос о количестве базовых станций 3G в городе "Ростелеком" не ответил. Генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что на первом этапе их должно быть не менее 500. Ряд аналитиков сошелся на том, что оператор потратит на стройку до $30 млн.

Опробованная стратегия

На рынке мобильной связи Петербурга, где на каждого жителя приходится по две активные sim–карты, задача продвижения весьма нелегка. На этот рынок три оператора подряд выходили с демпингом. Эта стратегия показала себя рабочей. Так что велика вероятность, что "Ростелеком" будет позиционировать себя примерно так же, как Tele2.
"У "Ростелекома" на момент выхода должно быть нормальное покрытие сети и какая–то идея, например бесплатные внутрисетевые звонки", — говорит Антон Погребинский, старший аналитик AC&M–Consulting.
Денис Кусков считает, что настоящая конкуренция развернется на поле скоростного мобильного Интернета, особенно когда операторы начнут запускать сети LTE (4G). Известно, что "Ростелеком" строит сеть, готовую к быстрому переходу на эту технологию.

Карты по своим

Что касается каналов распространения, то здесь ситуация тоже непроста. Собственных центров продаж и обслуживания физических лиц у "Ростелекома" в Петербурге всего 10, тогда как у операторов "большой тройки" их десятки. Крупнейший дилер sim–карт "Евросеть" уже поделен двумя операторами–совладельцами — "Билайном" и "МегаФоном".
Неудивительно, что "Ростелеком" заручился поддержкой "Связного", заключив с ним федеральное соглашение. Об этом недавно сообщил один из принадлежащих "Ростелекому" операторов — "Енисейтелеком".
Вероятно, новичку на рынке сотовой связи следует внимательнее присмотреться к небольшим местным дилерам. До недавнего времени у них в Петербурге было почти 500 точек продаж (вместе с промостойками). Но в результате жесткой политики операторов по снижению вознаграждения их количество стало резко сокращаться, большинство из мультибрендовых стали монобрендовыми. Все эти дилеры надеются на приход нового оператора.
Кроме того, у "Ростелекома" есть возможность продавать sim–карты собственным абонентам.
Как сообщил "ДП" один из анонимных источников, "Ростелеком" в ближайшее время организует рекламную рассылку по своей абонентской базе. Услугами телефонии этого оператора в Петербурге пользуются около 1,8 млн домохозяйств, услугами доступа в Интернет — более 520 тыс. домохозяйств (вместе с принадлежащим оператором "ТКТ"). Надо отметить, что базы пересекаются.
Есть вариант продажи через личные кабинеты клиентов, но тогда оператор должен будет потратиться на доставку sim–карт. По подсчетам аналитиков, затраты на приобретение одного абонента в таком случае составят около 400 рублей, которые будет непросто отбить.

Плюсы и минусы

Участники рынка связи считают, что у "Ростелекома" есть конкурентное преимущество в виде имеющейся инфраструктуры.
"У оператора будет возможность сделать звонки на городские номера дешевле, так как большинство этих номеров принадлежит ему, — говорит генеральный директор оператора "Комфортел" Дмитрий Петров. — Кроме того, ему не надо будет платить за аренду канализации и размещение оборудования на АТС — он сам получает за это плату от других операторов".
Однако при этом в первое время абоненты "Ростелекома" будут совершать в основном звонки на номера других сотовых сетей, а значит, оператору предстоят большие расходы на интерконнект (плата за соединение), добавляет глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Конкуренты "Ростелекома" из "большой тройки" в ответ на вопросы "ДП" сенсационных заявлений об изменении своих маркетинговых стратегий не сделали.

При поддержке Ротенберга

Шаг "Ростелекома" в сторону мобильной связи понятен. За последний год рынок фиксированной телефонии в Петербурге в денежном выражении сократился на 7,5%, по данным агентства "Рустелеком". Если несколько лет назад операторы фиксированной связи активно продвигали междугородные и международные переговоры, то сейчас они переориентировались на другие направления. По прогнозу самого "Ростелекома", к 2016 году рынок мобильной связи в России превысит рынок фиксированной в 1,9 раза.
О том, что у этого направления хорошие перспективы, свидетельствует и то, что интерес к нему проявил близкий друг Владимира Путина Аркадий Ротенберг. Недавно его Bellared Holdings Ltd. приобрел 10,7% акций у структуры Константина Малофеева. Проекты Ротенберга обычно имеют хорошую господдержку. Другие акционеры — "Связьинвест" (45,3% голосующих акций), Росимущество (7,4%), "Мобител" (6,55%), ВЭБ (2,4%).
Продать sim–карты "Ростелекому" будет очень сложно. В той же "Евросети" карты будут лежать, но никто их не будет продавать. "Ростелекому" нужна какая–нибудь фишка. Сейчас можно привлечь абонентов хорошим качеством услуг скоростного доступа в Интернет. К сожалению, 3G у "большой тройки" работает недостаточно хорошо, приходится искать точки Wi–Fi. Долю рынка новичок при желании отвоевать может. Вопрос в том, какие будут затраты.
Владимир Богданов
консультант по ретейлу, в 2002–2007 гг. — вице–президент по маркетингу "Евросети"
Местные дилеры sim–карт возлагают большие надежды на появление нового оператора. В прошлом году "МегаФон" и "Билайн", а в этом — Tele2 и МТС радикально снизили вознаграждения для дилеров. Еще раньше все они прекратили выплачивать фиксированную сумму за подключение абонентов. Сейчас операторы хотят не набрать новых клиентов, а получить больше денег с существующих. Появление нового игрока вернет рынок в активную фазу, обратив "большую тройку" и Tele2 к борьбе за новых абонентов.
Александр Митрофанов
генеральный директор компании "Первый дилер"