"Деловой Петербург". "РСТ-Инвент" выиграла конкурс "Почты России" на оборудование 200 пунктов системой мониторинга за 63 млн рублей

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Один из немногих петербургских резидентов "РОСНАНО" компания "РСТ–Инвент", в прошлом году запустившая производство во Всеволожске, сформировала портфель заказов. Среди ее клиентов — фармацевты, библиотеки и "Почта России".

Компания "РСТ–Инвент" в начале 2013 года выиграла конкурс ФГУП "Почта России" на создание глобальной системы мониторинга. Эта система должна основываться на технологии радиочастотной идентификации (RFID). Метки RFID обычно встраиваются в транспортные карты или наносятся на товары по типу штрихкода, их используют на складах и в библиотеках. С этих меток можно считывать информацию бесконтактным способом, быстро обрабатывая большие партии. "Почта России" собирается маркировать в первую очередь посылки, уточняет генеральный директор "РСТ–Инвент" Сергей Дудников.
"РСТ–Инвент" был создан в 2010 году при софинансировании ГК "Систематика" и ОАО "РОСНАНО". По словам Сергея Дудникова, в конце 2012 года компания начала производить метки RFID и собирать оборудование для их считывания во Всеволожске.

Оправданно, но не согласовано

Согласно конкурсной документации, максимальная стоимость контракта "Почты России" — 63 млн рублей. На эти деньги, говорит Сергей Дудников, компания должна оборудовать около 200 сортировочных почтовых пунктов по всей России в течение 2013 года.
На "Почте России" комментировать это не стали. Лишь отметили, что результаты конкурса еще не были одобрены Россвязью. В Россвязи сообщили, что результаты конкурса действительно еще не согласованы. В то же время там назвали оправданным применение технологии RFID "Почтой России" и добавили, что это особенно актуально в крупном петербургском автоматизированном сортировочном центре.
В "РСТ–Инвент" рассказывают, что разработали RFID–решения для библиотек и архивов, складской логистики, ретейла, управления поставками и учета автотранспорта и по каждому из этих направлений есть клиенты. В частности, один из клиентов — фармацевтическая компания, название которой не раскрывается, — будет закупать метки на 40–50 млн рублей в год.

Разница в чипах

Пока участники рынка не готовы признать, что деятельность конкурента изменила ситуацию. "Компания "РСТ–Инвент" аффилирована с холдингом "Систематика", который давно присутствует на рынке RFID–решений, поэтому ее появление не оказало существенного влияния на соотношение долей игроков", — говорит Карина Абагян, директор по маркетингу ОАО "НИИМЭ и Микрон". Это зеленоградское предприятие — крупнейший производитель RFID–меток в России. Оно ежегодно поставляет более 350 млн карт для общественного транспорта Москвы, Краснодара и других городов. Входит в холдинг "РТИ" (основные акционеры — АФК "Система" и Банк Москвы). Использует в производстве меток собственные чипы, чего пока не делает "РСТ–Инвент". Бизнес последнего, по мнению Карины Абагян, строится в большей степени на интеграции RFID–решений.
Интеграторы RFID отмечают, что победе "РСТ–Инвент" в конкурсе могла способствовать поддержка "РОСНАНО". Вместе с тем они не считают контракт с "Почтой России" лакомым куском.
"Скорее всего, это будет не очень доходно и очень хлопотно", — рассуждает Анна Карпова, руководитель RFID–проектов компании ID logic. По ее словам, ФГУП может оказаться не готово перестроить бизнес–процессы так, как того требует RFID. С этим соглашаются представители интегратора "Эрфид".

Без защиты

Несмотря на небольшое количество российских производителей RFID–продукции (около десятка), конкурентная ситуация на рынке напряженная. Об этом говорит Михаил Миньковский, директор центра новых технологий "Энвижн груп". В 2012 году в "Энвижн груп" (50% акций принадлежат РТИ) вошел один из крупных интеграторов RFID "Ситроникс Информационные технологии".
"Российские компании испытывают серьезное давление зарубежных, особенно тайваньских, производителей меток, — говорит Михаил Миньковский. — Последние выигрывают на эффекте масштаба и низкой стоимости рабочей силы при полном отсутствии таможенной защиты в РФ".
 
 

Цифры

Как продается технология радиочастотной идентификации (RFID)

> В 2012 году мировой рынок RFID превысил $7 млрд.
> Российский рынок RFID гораздо скромнее. Точных оценок нет. По подсчетам ID logic, это $40 – 50 млн. В "Эрфид" считают, что рынок достиг не более $25 млн в 2012 году и увеличится максимум до $40 млн в 2013 году.
> В бизнес "РСТ–Инвент" вложено 630 млн рублей, из них 190 млн рублей — инвестиции "РОСНАНО".
> В России и в мире самые крупные заказы RFID приходятся на транспорт. Расширение рынка, по ожиданиям участников, должно произойти за счет заказчиков–ретейлеров.