Неприступная компания

Автор фото: Кульгун Андрей

Чем белее бизнес, тем труднее его захват и легче защита.

Недружественные поглощения бизнеса — распространенная практика на рынке. Захваты компаний проходят в разных формах — от относительно мирных, когда все решается на бумаге, до силовых.
По наблюдению Сергея Осутина , председателя совета директоров консалтинговой группы "О. С. В.", наиболее популярным недружественным поглощением является увод бизнеса от своих же партнеров через регистрацию новой компании на себя. "Это не так сложно сделать, если "похититель" при этом является генеральным директором", — поясняет он. Евгения Станиславская, юрист практики судебных споров компании Rightmark group, говорит, что сегодня в ходу серые, внешне законные схемы: захват организаций через существующую у нее кредиторскую задолженность. "Компания–агрессор, используя задолженность (в том числе скупившая права требования к организации), получает решение суда о взыскании с нее денежных средств, а затем захватывает активы организации через ее банкротство или исполнительное производство. Под ударом оказывается наиболее успешный инновационный бизнес, так как его финансовым источником, как правило, являются заемные средства", — предупреждает эксперт.

Формы захвата

Существует множество инструментов поглощения, которые захватчики хорошо освоили. Жертвы, напротив, часто не придают значения многим аспектам и документам организации, что приводит к печальным результатам. По словам Дмитрия Бачурина, генерального директора юридической компании "Бачурин и партнеры", при недружественных поглощениях инициируют следующие мероприятия: скупку мелких пакетов акций, целенаправленное понижение стоимости предприятия и приобретение его активов, преднамеренное доведение до банкротства, оспаривание прав собственности на стратегически важные активы (производственно–технологический комплекс, права недропользования и т. п.).
Немаловажную роль играет тактическое поведение захватчиков. Они создают условия, при которых невозможно осуществить быстрый вывод активов, подогревают корпоративные конфликты, спонсируют компрометирующие кампании в СМИ. Словом, беда может прийти с любой стороны: от заказчиков, поставщиков, через контролирующие госорганы, от банков и совладельцев.

Крепость от захватчиков

Важно обезопасить бизнес от захвата еще на стадии организации. Нужно создать структуру бизнеса, предполагающую рассредоточение активов между несколькими компаниями, — это затруднит недружественные поглощения посредством банкротства. "Во–вторых, в уставе организации должно быть предусмотрено квалифицированное большинство (2/3 и более) для принятия общим собранием решения о ее ликвидации, реорганизации, продаже крупных активов и т. п., — разъясняет Евгения Станиславская. — Нужно предпринять меры для защиты документов от подделки".
Дмитрий Бачурин обращает внимание на необходимость проведения мониторинга текущей ситуации, защиту реестров от несанкционированного доступа и включение в договоры положений, обязывающих контрагентов ставить в известность об изменении реквизитов и получать согласие на переуступку долгов.
Механизм защиты бизнеса от недружественных поглощений состоит из целого комплекса мер.
Среди основных, по мнению Сергея Осутина, правильно написанный устав, ограничения полномочий гендиректора, четкое соблюдение правил созыва и проведения общих собраний участников общества. "При расширении бизнеса, в особенности при приобретении дорогостоящих активов, нужно привлекать опытных специалистов: юристов, аудиторов и бухгалтеров, — советует Сергей Осутин. — Любой собственник должен понимать: чем прозрачнее бизнес, тем легче его защита".
В свою очередь Евгения Котова, генеральный директор ООО "АУДИТ–ЭВРИКА", смотрит на проблему защиты бизнеса от поглощений с философских позиций: "Людям доверять надо. Но это же самое доверие оборачивается проблемами, а без доверия невозможно вести бизнес. Замкнутый круг!"