Фермеров знакомят с большим городом

Автор фото: Global Look Press

Еще пару лет назад городские жители могли только мечтать о возможности начинать каждый день с кружки свежего коровьего молока или тарелки нежного деревенского творога.

До сих пор единственным пристанищем для любителей полакомиться натуральными свежими продуктами были городские рынки. Ситуация сильно изменилась за последнее время: теперь за доверие покупателей соревнуются десятки магазинов фермерских продуктов, доказывая на собственном примере, что их качеству можно доверять.
Магазины, торгующие фермерскими продуктами, начинали с онлайн-торговли. Сегодня многие из них открывают небольшие магазины, где можно выбрать понравившийся товар или забрать сделанный дистанционно заказ. Практически все подобные магазины - посредники между фермерами и покупателями. У них нет собственных хозяйств, но есть наработанные связи с производителями. Под понятие "производитель" попадают как небольшие сельхозпредприятия, так и частники, имеющие небольшую ферму или огород в несколько соток. У каждого магазина свой пул поставщиков и, соответственно, свой ассортимент и ценовая политика.

Привычное и особенное

Как правило, в любом магазине фермерских продуктов можно приобрести свежие овощи, молочные продукты, мясо и птицу, яйца, разные заготовки: варенья, компоты, соленья. Все свежее и экологически чистое, уверяют продавцы.
В городских экомаркетах можно встретить и нечто особенное. В LavkaLavka, например, можно купить варенье из молодых сосновых шишек по цене 750 рублей за баночку весом 0,35 л, в интернет-магазине Ekofresh продают цветочную пыльцу (150 рублей/100 г). Еще один редкий цветочный продукт - аралиевый мед (220 рублей/200 г) продается в интернет-маркете Organica. На сайте онлайн-магазина SpbFerma представлено редкое мясо индоутки по цене 550 рублей/кг, а в магазине "Баклажан" предлагают мясо желтых цыплят, выращенных на кукурузном откорме (790 рублей за 1 кг), живую рыбу (от 490 рублей за 1 кг) и раков (400-740 рублей за 1 кг).
"Очень популярны продукты из козьего молока, что понятно, учитывая, сколько среди наших покупателей семей с маленькими детьми, также популярна птица, особенно цыплята и индейка - домашняя птица разительно отличается от магазинной и видом, и ароматом, и вкусом. Велик спрос на мясо, овощи, особенно картошку - у нас три поставщика картофеля, и у всех содержание нитратов в картошке в 5 раз ниже разрешенного в Российской Федерации", - отмечает Мария Гиршберг, владелица интернет-магазина "Зеленый хутор".

Сделать эко популярным

Многие магазины организуют экскурсии для своих покупателей на фермы, с которыми сотрудничают, а некоторые предлагают пробовать продукты прямо на месте. К примеру, в "Гирлянде" на Большом пр. Петроградской стороны можно позавтракать и пообедать. Владельцы магазина предлагают завтраки и ланчи навынос - йогурты и творог с ягодными топпингами, мюсли, сандвичи с разным наполнением, а также бульоны.
На территории гастрономической гостиной интернет-магазина LavkaLavka гурманы могут пообедать, поужинать и поучиться у шеф-поваров петербургских ресторанов готовить редкие блюда из экопродуктов. Spbferma и "Гирлянда" участвуют в фермерских базарах, которые организуют рестораны Петербурга, в такие дни посетители могут продегустировать продукцию и тут же приобрести.

Чего это стоит

Одним из главных недостатков приобретения товаров через такие магазины является высокая розничная цена. Так, литр парного коровьего молока обойдется в среднем в 90-100 рублей, десяток свежих куриных яиц - 150 рублей, а куриная тушка весом 1 кг - 350 рублей. Продавцы такую стоимость объясняют штучным, ручным производством, экологически чистым происхождением продуктов и, конечно, покрытием собственных расходов, в том числе на логистику: фермеры обычно свой товар сами не возят, поэтому приходится объезжать хозяйства, собирая продукцию разных поставщиков.
"Для того чтобы поставить все на поток и сделать более приемлемую цену для покупателей, необходимы гарантированные рынки сбыта. В данный момент это невозможно, входные проценты в торговые сети губят на корню эти идеи. Если кто-то из владельцев сетей даст добро на вход без процентов, это реально осуществить. Такие разговоры ведутся, но пока что это только разговоры", - комментирует Елена Лукьяненко, управляющий партнер компании SpbFerma.

Цена репутации

Еще один немаловажный вопрос - качество. Покупатели фермерских продуктов очень требовательны к качеству, и продавцы идут по тонкому льду, каждый раз рискуя подмочить репутацию. Ведь продукты, которые они закупают у фермеров, часто произведены не по государственным стандартам и нормативам, а по индивидуальному усмотрению каждого поставщика. Как правило, перед тем как выбрать будущих партнеров, владельцы магазинов объезжают фермы, знакомятся с ними лично.
"Мы намеренно стараемся избегать большого списка поставщиков, работаем только с проверенными, продукция которых соответствует достаточно жестким требованиям к качеству корма животных и птиц, а также санитарно-ветеринарным условиям, - говорит Алексей Ружинских, генеральный директор интернет-магазина "Баклажан". - Сдаем продукты в лаборатории, результаты исследований публикуем на нашем сайте, учитываем обратную связь от покупателей, а также проводим плановый органолептический контроль, заносим соответствующие записи в журналы качества".

С грядки - в ресторан

Натуральные продукты постепенно проникают не только на кухни жителей города, но и на кухни ресторанов. "С самого открытия мы по­ставляем продукты в ресторан Алена Дюкасса miX, много сотрудничаем с ресторанами Ginza Project, Global Point Family. Повара высокого класса понимают разницу между продуктами, они видят, что интерес гостей к натуральным продуктам растет. В этих условиях появление экоменю - скорее необходимость для хорошего ресторана, чем роскошь", - отмечает Мария Гиршберг.
Сегодня блюда из фермерских продуктов можно попробовать в ресторанах "На речке", Ginza, Capuletti (в этих ресторанах проходят фермерские выходные), в кафе "Овсянка" и ресторане Barbaresco.

Фермеры будут нужны

Продавцы отмечают, что основная аудитория покупателей фермерских продуктов - это семьи с маленькими детьми, молодые пары и просто активная молодежь, а также люди нетрадиционной культуры питания - сыроеды и вегетарианцы.
По словам Алены Гилиловой, владелицы магазина "Гирлянда", развитие рынка натуральных фермерских продуктов во многом зависит от самих игроков и их добросовестности. "Современный покупатель диктует высокие стандарты качества, поэтому есть надежда, что нечестные игроки просто не смогут выжить. По некоторым оценкам, в нашей стране доля фермерских продуктов  -0,5?% от общего оборота продуктов, в то время как в Европе эта цифра давно превышает 10%. Можно полагать, что в ближайшее время российский рынок ждет повышение спроса на настоящие фермерские продукты", - делится она.