Джин Блок: России не хватает бизнес–среды

Автор фото: Архив "ДП"

Глава Университета Калифорнии Джин Блок посетил Россию в рамках программы развития предпринимательского потенциала российских университетов. Он рассказал "ДП" о том, почему начинающим бизнесменам важно пить кофе.

Как вы считаете, есть ли будущее у молодого предпринимателя в России?
— То, что я точно могу отметить: в сфере стартапов в России энтузиазм просто невероятный, он действительно зашкаливает. Тут очень много талантливых ребят, но нет большого сообщества — оно есть, но очень небольшое. Именно поэтому отдельные стартаперы здесь не очень успешны. Найти ментора или человека, который может объяснить, с чем придется столкнуться начинающему бизнесмену, для российского студента, конечно, очень большой вызов.
В России становится все больше конкурсов студенческих бизнес–проектов, в которых участвуют и иностранные инвесторы.
— Да, но если говорить про инвестиции — это не те суммы. В Силиконовой долине очень много инвесторов, которые заинтересованы в новых технологиях. Да и в целом нашим студентам намного проще найти инвесторов, получить деньги и правильную экспертизу, чтобы начать свой проект.
В чем разница ресурсов бизнес–инкубаторов в США и в России?
— Есть два вида ресурсов. Первый — это ресурс, который дает университет UCLA. Нам удалось аккумулировать большое пространство в университете, где могут разместиться молодые предприниматели. Вокруг этого места есть много факультетов, где можно получать экспертизу. Второй вид ресурсов таков: в Калифорнии есть много богатых отдельных частных инвесторов, которые готовы инвестировать в высокорисковые проекты, и конечно же не стоит забывать о том, что в Калифорнии существует сильное сообщество инвесторов.
Значит, имеет большое значение место, где ты строишь свой бизнес?
— Конечно же неважно, где ты это делаешь — в США или России, все равно это непросто. Главное, что инвесторы должны быть уверены: у молодежи есть достаточный уровень конкуренции, и идея действительно стоит того.
Это важно потому, что большинство проектов не возвращают деньги: риски есть риски. Но я уверен, что все элементы для построения успешного бизнес–проекта у молодых людей есть и в России.
Многие молодые бизнесмены думают, что попадание в бизнес–инкубатор — это уже успех. Но что нужно делать, чтобы пребывание проекта в инкубаторе приносило бизнесу пользу?
— Для маленькой компании попадание в бизнес-инкубатор — это, конечно, очень большой шаг, но это еще и рисковый этап превращения маленькой компании в компанию среднего размера.
Безусловно, большой плюс инкубатора в экосистеме, которая там складывается. Поэтому для руководителей проектов важно не забывать пользоваться той информацией, которую содержит эта экосистема.
Для молодой компании важна стоимость места в бизнес–инкубаторе: она достаточно низка, и это в первое время очень важно.
Однако еще важнее другое — это окружение. Специфика бизнес–инкубатора подразумевает, что ты делишь место с другими предпринимателями и в идеале не только сидишь с ними рядом, но и пьешь кофе, а значит, разговариваешь с ними о своих идеях, показываешь свои ошибки. Такие же предприниматели, как и ты, решают похожие проблемы — ты можешь посмотреть, как они это сделают, и решить ее лучше. В результате молодые люди смешивают продукты и компании.
Очень часто в инкубаторе есть все нужные молодому бизнесмену связи.
Подумайте о разнице. Вы запустили компанию и сидите себе в офисе отдельно от всего мира, а в это время в студенческом, например, инкубаторе работает кто–то, кто получает экспертизу и советы от университета и компаний рядом. Очевидно, у кого больше шансов стать успешным.
Какие требования в университете Калифорнии предъявляют к резидентам и их проектам?
— Понятно, что каждый инкубатор отличается от другого, это касается почти всего, в том числе и требований к резидентам. Но самое важное для молодых предпринимателей — быть реалистичным и понимать, что у вас есть бюджет, чтобы пройти инкубаторский период. Главная опасность инкубатора: в нем довольно дешевые места, поэтому, когда компания масштабируется и должна выйти из акселератора в свой офис, она сталкивается с очень большими тратами — это и аренда офиса, и расширение штата с двух до 20 человек.
Скажите как ректор одного из самых уважаемых университетов в мире, какие вы наблюдаете бизнес–тенденции в студенческой среде? Молодые люди находят себя в сфере биотехнологий, копируют Facebook или придумывают новый Skype или Instagram?
— Буквально везде молодые предприниматели — в производстве фильмов или медицине — придумывают что–то, это происходит на всех наших факультетах, поэтому разброс идей довольно большой. В основном это связано с инженерными разработками, программным обеспечением, но какой–то одной основной тенденции нет.
Но в целом бизнес–молодежь стремится создавать или копировать?
— Это очень тяжелый вопрос. Большинство поисков ведется в области медицинских девайсов и биотехнологий, в этой сфере наблюдается именно поиск идей и изобретательство как таковое, но другая значительная часть только и думает что о новом типе коммуникаций и фактически — да, придумывают очередной Facebook.
На самом деле у нас в университете бывает по–разному. В моем отделении есть лаборатория, где мы, например, следим за биологическими часами человека и в конечном итоге решаем общечеловеческую проблему. Есть ребята, которые считают, что могут сделать сервис лучше, чем существующий Facebook. В этом случае они решают проблему общества. Но все–таки в Калифорнии, как показывает мой опыт, ребята чаще работают по схеме "разработка, прозрение, патент, продукт".
 
 

Биография

Джин Блок

> Родился в 1948 году, закончил Stanford University.
> Ректор UCLA (University of California, Los Angeles), член Американской академии искусств и наук.
> Обладатель награды "За выдающуюся государственную службу в штате Вирджиния в области взаимодействия с бизнес–сообществом штата".
> Изобретатель, коллекционер ламповых радиоприемников.