Апраксин двор, несмотря на реконструкцию, остается центром уличной торговли

Несколько лет Апраксин двор обнесен забором. Он превращается в восточный анклав: здесь висят листовки на арабском и по-прежнему можно купить все.

В выходные и будние дни за синим забором Апраксина кипит жизнь: здесь не протолкнуться от плотного потока покупателей и продавцов, которые практически уже не говорят по-русски.

Вернулись на родину

Магазины и магазинчики, лавки и расцветшая снова бойкая уличная торговля — от носков и сумок до золота и бриллиантов. Здесь же разносят хычины и шашлыки, предлагают шаурму и собирают, собирают деньги. Покупателей по-прежнему тысячи, несмотря на синий забор, который по решению стратегического инвестора — компании "Главстрой-СПб" возвели еще 5 лет назад. Предполагалось, что он поможет сдержать покупательские потоки. Тем более что прежний губернатор Валентина Матвиенко 4 года назад ликвидировала всю уличную торговлю Апраксина, а продавцы были вынуждены перебраться на далекие рынки, расположенные в чистом поле, такие как "Гражданский" на пр. Руставели и прочие. Редкие покупатели добирались до этих новых городских рынков. А торговцев отпугивало не только отсутствие покупательского потока, но и умопомрачительные цены на аренду торговых мест. Поэтому постепенно все торговцы вернулись на родину — в Апраксин двор. Теперь их не гоняют. Пока "Главстрой-СПб" выясняет отношения с собственниками и арендаторами зданий по поводу освобождения своего участка, сами обитатели местного рынка заполняют все закоулки анклава и делают свой маленький бизнес в нечеловеческих условиях.
Отремонтированных корпусов практически не видно (особенно на 9 млрд рублей). Зато в глаза бросаются грязь, антисанитария, бесконечные торговые ряды в узких проходах между зданиями, строгие объявления на стенах вторых этажей о тотальном запрете курения в зданиях, больше похожих на тюремные казематы из исторических фильмов.

В Хургаде чище

Когда выбираешься назад, в город, воздух хочется вдохнуть глубоко — это был не Петербург, конечно, и не Ленинград, и даже не Петроград. Рынки, к примеру, в египетской Хургаде и турецкой Анталии выглядят значительно цивилизованнее.
Арендатором участка размером 12 га числится "Главстрой-СПб". На сайте компании в описании проекта есть раздел "Арт-пространство". Может быть, то, что мы уже видим на фотографиях, и есть художественная инсталляция.
"Сегодня мы твердо понимаем, что в текущем виде проект будет для компании убыточным, — говорит Сергей Ветлугин, гендиректор ООО "Главстрой-СПб". — Фактически сегодня мы уже не можем говорить о какой-либо архитектурной концепции Апраксина двора, а обсуждаем только бизнес-зонирование как территории в целом, так и отдельных корпусов".
Более того, КГИОП сегодня ставит под сомнение даже результаты согласованной им же историко-культурной экспертизы. То есть у Апраксина двора в его нынешнем виде появился шанс остаться своеобразным памятником.