Аутлет–центры идут в Россию

Автор фото: Global Look Press

В 2014 году в Петербурге откроется первый аутлет–центр — Fashion House Outlet Centre St. Petersburg. Эксперты считают, что российский рынок созрел для такой модели комплексов и скоро стоит ожидать выхода новых игроков.

В 2013–2014 годах в России должны открыться сразу четыре аутлет–центра — два в Москве и по одному в Петербурге и Екатеринбурге. Эксперты прогнозируют, что этот формат торговли может столкнуться с нехваткой коллекций от модных домов.

Первый в России

В России первый аутлет–центр (не путать со стоковыми магазинами), где продается одежда модных брендов со скидками от 30 до 70%, открылся в России всего 3 месяца назад — в Подмосковье. При этом информация о планах по открытию таких комплексов появилась еще лет пять–семь назад, но до реализации проектов дело так и не доходило.
В подмосковном «Outlet Village Белая Дача» представлены бренды сегментов средний и люкс (Adidas, Ecco, Cacharel, Gant, Giovane Gentile и др.). В мае 2013 года в Москве рядом с аэропортом Внуково откроется второй представитель формата — Vnukovo Outlet Village. Третий аутлет в столице в 2013 году рядом с аэропортом Шереметьево откроет Fashion House Group — эта компания является заметным игроком на этом рынке в странах Восточной Европы. Она же откроет первый аутлет и в Петербурге в 2014 году.
Fashion House Outlet Centre St. Petersburg будет расположен на юго–западе города, на пересечении основных магистралей, рядом с аэропортом Пулково. На площади 37 тыс. м2 будет размещено 172 магазина, кафе и рестораны, детская игровая зона и парковка на 1200 автомобилей. В Fashion House Group уверены, что в России аутлет–центры будут востребованы.
По словам управляющего директора Fashion House Group Брендона О’Райли, до открытия московского аутлет–центра осталось полгода, однако на сегодняшний день заключены предварительные договоры аренды на 80% площадей центра. Примерно такой показатель был и у «Outlet Village Белая Дача» на момент строительства.
«С уверенностью могу сказать, что наши конкуренты точно так же делают ставку на перспективный российский рынок: бум аутлетов не за горами», — уверен Брендон О’Райли.

Аутлеты без товаров

Ранее российский рынок не был готов к появлению классических аутлетов. «Если говорить об аутлет–центрах, которые существуют в Америке и Европе как небольшие модные деревни, то в России значительная доля продаж этого сегмента принадлежит к серому или черному рынку контрафакта», — говорит управляющий партнер холдинга «Ай Би Групп», член Королевского общества сертифицированных экспертов Великобритании (FRICS) Юрий Борисов. Он подчеркивает, что это серьезная проблема для развития подобных центров в России. По данным FRICS, первый аутлет–центр появился в США в 1970–х годах и сегодня их в этой стране 195.
В Европе таких комплексов 134, при этом лидером является английский девелопер МсАrthurGlein, который оперирует 21 аутлет–центром (около 600 тыс. м2 торговых площадей).

В России не было культуры распродаж

По словам управляющего директора Esper Group Дарьи Ядерной, в Россию аутлеты шли долго: с одной стороны, сама культура распродаж появилась в России не так давно, с другой — до кризиса остатков у ретейлеров оставалось достаточно мало. Но в кризис до 70% товара не продавалось. Девелоперы быстро среагировали на этот спрос, и уже в 2010 году были запущены проекты аутлетов.
Довольны ли арендаторы первого в России аутлет–центра, говорить рано, ведь прошло всего 3 месяца. Однако высокий процент заключения договоров доказывает, что формат интересен.
По словам топ–менеджера одного из модных домов Петербурга, у ретейлеров скопилось много стоков, и далеко не все из них имеют свои дисконт–магазины. Так, например, единственный в Петербурге дисконт–центр «Румба», где расположены аутлет–магазины ретейлеров, заполнен полностью.
По мнению директора департамента торговой недвижимости «Colliers International Петербург» Анны Никандровой, в России аутлеты могут столкнуться с трудностями. В отличие от Европы и Америки, в России мало производителей одежды. Международным операторам неинтересно осуществлять торговлю в России в формате аутлета: слишком высоки налоги, кроме того, многие из них продают остатки на собственных распродажах.
Отличие все же есть
Приживутся ли аутлет–центры в России, сложно сказать. Я был в «Outlet Village Белая Дача» и даже думаю об открытии в нем магазина. Но российские аутлет–центры отличаются от европейских с точки зрения розничной цены. За границей в них продаются действительно дешевые вещи со скидкой 70 – 90 %, и аутлет–центры являются последней чертой перед отправкой коллекции на вторичную переработку. У нас же это скорее дисконт–центр, но никак не распродажа, потому что арендные ставки хоть и ниже, чем в обычных ТЦ, но не настолько, чтобы ретейлеры могли продавать вещи с такими скидками, как в Европе. При этом перспектива у российских аутлет–центров все же есть, потому что потребитель ищет места, где можно купить товар со скидкой.
Евгений Цивин
совладелец сети Edmins
Для наполнения аутлета нужны ретейлеры с большим объемом товарных остатков. Как правило, предоставляются скидки в 30 – 70 % от стоимости товара в обычном магазине — за этим строго следит управляющая компания аутлета. Средняя ставка аренды в московских аутлетах ниже стоимости аренды в традиционных ТЦ. Ставка является комбинированной: обычно ретейлер платит процент от оборота, при этом фиксированный минимум находится в диапазоне $ 500 – 700 за 1 м2 в год.
Татьяна Ключинская