Дмитрий Медведев не зря съездил в Ханой – с Нгуен Тун Зунгом, вьетнамским премьер-министром, удалось обсудить строительство АЭС, совместную добычу нефти и создание зоны свободной торговли. Сошлись на том, что товарооборот между Россией и Вьетнамом нужно увеличить с $3 млрд до $7 млрд.
Еще до своего визита в Ханой Владимир Путин и Дмитрий Медведев говорили о некой переориентации российских экономических отношений на Восток. И о российско-вьетнамских экономических отношениях также говорили еще до поездки премьер-министра. Товарооборот с Вьетнамом у России пока небольшой — всего 0,4% от общего российского, но уже есть несколько крупных совместных проектов, в частности, в сфере энергетики.
"Мы готовы это сотрудничество продолжать, естественно, наращивать объем этого сотрудничества, конечно, при понимании наших международных обязательств в соответствующей сфере", — заявил Медведев вьетнамским журналистам перед своим визитом в Ханой.
Одним из самых интересных проектов для сотрудничества в экономической сфере сейчас представляется создание зоны свободной торговли. Туда кроме Вьетнама и России должны войти также страны Таможенного союза — Белоруссия и Казахстан. Создание этой зоны, по словам Дмитрия Медведева, способно увеличить российско-вьетнамский товарооборот с текущих $3 млрд до $7 млрд в 2015 году.
Создание единой зоны торговли даст российским поставщикам возможность избежать импортных пошлин, а Вьетнам получит облегченный доступ на рынки России. Именно нашествия дешевой вьетнамской продукции и опасается премьер и обещает "подумать, как этого не допустить". Владимир Мазырин, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, впрочем, отмечает, что планы о $7 млрд звучат не реалистично, хоть сотрудничество с Вьетнамом и имеет большие перспективы.
"Самая привлекательная для инвестиций сфера — это энергетика, и здесь мы будем продолжать сотрудничество. Сейчас главный проект, конечно, — это строительство АЭС. И главное, что тут преодолено финансовое препятствие: выделение $8 млрд кредита Вьетнаму — это беспрецедентный объем в постсоветском пространстве. Скорее всего, этот контракт даст еще и некоторое увеличение товарооборота при поставках оборудования", — отмечает эксперт.
Проектирование АЭС действительно скоро начнется — как раз в среду директор программ "Росатома" Сергей Бояркин упомянул о том, что возводить станцию начнут уже в 2013 году. Все предварительные работы на месте постройки уже выполнены, а Россия действительно уже согласовала с Ханоем предоставление кредита на $8 млрд. Всего АЭС обойдется Вьетнаму в $10 млрд с учетом инфляции.
Ряд вопросов возник и в топливном секторе — премьер-министры обсудили возможность совместной разработки нефтяных месторождений как на шельфе Южно-Китайского моря, так и на территории России. В частности, уже принято решение, что Вьетнам будет участвовать в разработке месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Медведев назвал это решение "эксклюзивным", и добавил, что оно стало возможным только из-за аналогичного решения со стороны Вьетнама.
"У нас достаточно активное взаимодействие в топливном секторе, неизвестно, насколько для них это актуально, а мы вот разрабатываем их месторождения. У нас есть гигантский проект переориентации нашего топливного сектора с Запада на Восток — и тут не только наши проекты "Газпрома" важны. Также у Китая есть огромная программа диверсификации поставок газа, если мы зайдем на вьетнамский рынок с двух сторон, то окажемся от этого только в плюсе", — напоминает Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ИГ "Энергокапитал".