Директор стадиона лондонского "Арсенала" "Эмирейтс Арена" Джон Битти рассказал о том, как строилась футбольная арена и как она сейчас эксплуатируется. Для Петербурга этот опыт особенно актуален.
Стадион "Эмирейтс Арена" открылся в 2006 году, рассказал Джон Битти на конференции PROСпорт. Стоимость строительства составила 450 млн фунтов стерлингов с учетом всей инфраструктуры. По словам Битти, клуб хотел построить новую арену рядом со старым стадионом "Хайбери", который находится в центре Лондона. Дороговизна земли сказалась на стоимости арены, но "Арсенал" хотел, чтобы его фанаты могли пешком добраться от "Хайбери" до "Эмирейтс".
Строительство в этом районе обошлось в дополнительные 11 млн фунтов стерлингов, потому что пришлось ликвидировать завод по переработке мусора. Кроме того, строителям пришлось еще найти место для того, чтобы разместить рядом парковку и сделать удобные подъезды. По словам Битти, специально для "Эмирейтс" построили два моста, но места для большой парковки не осталось. Рядом со стадионом можно оставить всего 500 автомобилей.
Однако клуб просит болельщиков добираться на матчи на общественном транспорте, тем более, что это довольно удобно. От стадиона до станции метро всего несколько минут пешком. Кроме того, "Арсенал" в дни матчей перекрывает автомобильные дороги рядом с ареной и пропускает машины только по специальным пропускам. Это правило касается и футболистов.
Кроме того, что новая арена вместительнее, удобнее и современнее, она еще и приносит деньги самим своим названием. До 2021 года у "Арсенала" заключен контракт с арабской авиакомпанией Emirates Airline, которая платит по 1,5 млн фунтов стерлингов в год за то, что стадион носит то же имя.
Стадион работает 365 дней в году. Кроме футбольных матчей, на нем постоянно проходят музыкальные концерты и шоу-программы. Во время домашних игр арена всегда заполняется, несмотря на высокие цены на билеты.
Фанаты "канониров" отдают по 1 тыс. фунтов стерлингов за сезонный абонемент, но в этот абонемент входят не только 19 домашних матчей премьер-лиги, но и матчи Кубка Англии и Кубка премьер-лиги, — всего 26 матчей. Получается, что билет на один матч стоит около 2 тыс. рублей. Кроме того, политика клуба — никогда не повышать цены на билеты, независимо от успехов или поражений "Арсенала".
Джон Битти привел красноречивую статистику — на стадионе есть VIP-ложи вместимостью 6 тыс. человек. Доход от них примерно равен доходу от всех остальных трибун.
Директор "Эмирейтс
Арены" рассказал, что во время матчей на стадионе присутствуют не более 150 полицейских, за исключением принципиальных дерби и кубковых матчей, когда число сотрудников полиции увеличивается вдвое. За порядком на трибунах следят около 800 стюартов, которые прошли специальные подготовительные курсы.
Английские и российские болельщики похожи — и тем, и другим запрещено пить пиво и другой алкоголь на трибунах, однако в подтрибунных помещениях фанаты могут пить пиво спокойно. Также на "Эмирейтс" есть проблема с очередями, потому что несмотря на всю инфраструктуру, за пять минут до начала матча возникают "пробки". Это создает большие неудобства, но никакие просьбы и обращения не действуют, отметил Битти.
С перекупщиками в Лондоне решили бороться с помощью введения электронной личной карточки болельщика. Если этот человек будет уличен в перепродаже билетов, ему навсегда закроют доступ на трибуны.
Российским футбольным менеджерам и руководителям клубов стоило бы обратить внимание на столь ценный опыт строительства стадиона на 60 тыс. человек и всей инфраструктуры к нему за 22,7 млрд рублей.