В 2014 году справят новоселье первые жители намывных земель в западной части Васильевского острова

Автор фото: Асмолов Евгений
Россия. Санкт-Петербург. Строительство Морского Фасада. Намывные территории Васильевского острова.

Уже через несколько лет дома первопоселенцев утратят уникальность: вид на Финский залив отчасти перекроют вновь построенные здания и terra nova "Морской фасад" превратится в обычный петербургский прибрежный микрорайон.

Из 466 га новых земель, которые должны быть созданы в западной части Васильевского острова, намыто уже 180 га. Примерно 32 га от всего "Морского фасада" отведено под одноименный пассажирский порт, на остальной части планируется построить 2 млн м2 жилой и столько же нежилой недвижимости. В ЗАО "Терра-Нова" (компания реализует проект намыва и является собственником большей части территорий на нем) утверждают, что застройщикам продано (в собственность и в аренду с последующим правом выкупа) уже около 120 га. Но не уточняют - кому.
Известно лишь несколько новых владельцев, которым в общей сложности принадлежит 55,3 га. Так, 8,5 га в 2010 году купила "Лидер групп". В этом году 6 га приобрела "Ренова-Стройгруп" и не собирается на этом останавливаться. В ее планах довести свою долю до 85 га (по другим данным - до 170 га). Президент "Ренова-Стройгруп" Вениамин Голубицкий этим летом заявил, что его компания намерена построить на землях "Морского фасада" в общей сложности около 1 млн м2 недвижимости, в том числе 700 тыс. жилой. Для этого будет создана совместная компания с "Терра-Нова". Строительство первой очереди - 170 тыс. жилых "квадратов" - начнется в этом году. Еще 40 га намерена застроить турецкая Renaissance Construction. Председатель правления компании Эрман Ылыджак пояснил, что проект будет финансироваться совместно с "Терра-Нова". Пока из этой площади создана только половина земли, подготовка стройплощадки начнется до конца года. Остальную землю для проекта Renaissance Construction намоют к концу 2013-го. Из 700 тыс. м2 комплекса 480 тыс. - жилье (4 тыс. квартир), остальное (400 тыс. м2) офисы, торговля и социальные объекты. Жилая недвижимость, как и в проектах "Реновы", будет строиться по стандартам категорий комфорт и бизнес. Строительство завершится в 2018 году.
Не исключено, что турецкая компания станет застройщиком и тех территорий, которые планирует впоследствии приобрести "Ренова". Среди девелоперов президент ЗАО "Терра-Нова" Лев Пукшанский называет и корпорацию "Элис" - это означает, что она так и не продала свои 0,8 га на намыве, как собиралась год назад. Деталей участия "Элис" в проекте ни одна из сторон не раскрывает. В 2008 году компания купила надел, собираясь построить на этой территории бизнес-центр.
Первой вывела жилье на рынок "Лидер групп". По ее замыслу, микрорайон "Гавань капитанов" на намыве будет состоять из четырех жилых комплексов комфорт-класса: "Капитан Немо", "Артур Грей", "Магеллан" и "Колумб". Помимо жилых зданий общей площадью 162 м2 проект планировки территории предусматривает строительство здесь школы, детского сада и двух паркингов в целом на 1000 мест. Ориентировочно все это будет завершено в 2016 году.
Первым обещают сдать "Капитана Немо" - к декабрю 2014 года. Это 17-этажный дом на 600 квартир (в целом около 3,5 тыс. м2), который вместе с прилегающим к нему участком займет территорию примерно 1,1 га. В продаже студии 24-25 м2 и квартиры от одной до трех комнат площадью до 120 м2. Во всех будет выполнена подготовка под чистовую отделку.
В текущем году должна начаться продажа недвижимости второго "капитана" - "Артура Грея". В этом разновысотном доме (17-24 этажа) будут представлены одно-трехкомнатные квартиры по 44-128 м2. Самый дорогой "квадрат" в студии в "Капитане Немо" предлагается за 73 тыс. рублей. Метр в трешке стоит меньше 63 тыс. Такие расценки характерны для категории эконом.
В прошлом году о намерении продать свой участок на намыве объявил исполнительный директор "Элиса" Александр Павлов. Он ссылался на транспортные проблемы и на нерешенные проблемы с обеспечением территории инженерной инфраструктурой. Западный скоростной диаметр, который пройдет всего в сотне метров от "Капитана Немо", обещают открыть только в 2015 году. Причем он лишь частично решит проблему перегруженных автомагистралей Васильевского острова и его связи с остальными частями Петербурга. Метро на "Морском фасаде" не появится как минимум до 2020 года. При этом население намывной зоны будет прирастать с каждым годом, вся нагрузка ляжет на станцию "Приморская".
Terra nova не в новинку
Впрочем, Лев Пукшанский не считает, что с реализацией жилья на намыве будут проблемы. По его мнению, образование новых территорий, наоборот, добавило привлекательности недвижимости западной части Васильевского острова.
"Вместе с развитием "Морского фасада" в эту часть города придет торговая, развлекательная, транспортная и социальная инфраструктура. Уже сегодня создан красивый и технологичный порт, ставший важной составляющий туристической инфраструктуры города. В ближайшие годы будут построены современные здания и общественные пространства. Этот район всегда будет оставаться престижным, а "Морской фасад" добавит ему комфорта и придаст современный облик. Такие перспективы всегда положительно влияют на цены уже существующих зданий", - говорит Лев Пукшанский.
В числе преимуществ намывных земель для девелоперов он называет юридическую чистоту титулов собственности и более широкие возможности для применения современных архитектурных и инженерно-технических решений. Имеется в виду, что Смольный разрешил возводить на намывах объекты до 250 м в высоту, что в несколько раз больше средней высотности застройки Петербурга. С коллегой согласен и Олег Громков, ведущий специалист аналитического отдела ООО "Северо-Запад Инвест" (СЗИ): "Жилье, расположенное на намывных территориях, всегда предполагает наличие вида на воду, спрос на который всегда был и будет независимо от класса недвижимости. Кроме того, намывные территории дают уникальную возможность спланировать жилую среду и общественные пространства наиболее комфортным образом с учетом современных требований. В том числе дорожную сеть с использованием подземных пространств, зеленые зоны, набережные".
"Северо-Запад Инвест" намерен намыть 510 га в Финском заливе в Курортном районе, вблизи Сестрорецка. В 2009 году на торгах компания получила право комплексного освоения будущих территорий, где собирается построить 2 млн м2 жилой и 1 млн нежилой недвижимости. В результате население Курортного района прирастет на 60 тыс. жителей. Объем инвестиций - свыше 250 млрд рублей.
Создание земли и ее инженерную подготовку планируется завершить в 2015 году, застройку - в 2028-м.
По мнению директора департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрея Бойкова, недвижимость на намывных землях, с одной стороны, привлекает к себе интерес, как все новое, с другой - по той же причине настораживает. Поэтому прогнозировать уровень спроса и цены на будущие квартиры на новых землях сложно. Но препятствием для продвижения таких проектов Андрей Бойков это не считает. Всегда есть люди, которые готовы платить за уникальные характеристики жилья - виды, местоположение.
С другой стороны, чем больше застраиваются новые территории, тем меньше их уникальность. Виды перекрываются другими зданиями, а расположение на намыве перестает быть такой уж экзотикой. Особенно если учесть, что значительная часть Петербурга и без того построена на отвоеванных у моря землях.
С самого основания города в разных его частях регулярно создавались новые берега. Только в советские годы за счет намывов были образованы Северо-Приморская часть, Юго-Запад, запад Васильевского острова и многие другие районы. Из последних новообразований - микрорайон "Балтийская жемчужина", часть которого тоже строится на намывных землях.
Так что застройщики намывных участков в Василеостровском и Курортном районах только в первые несколько лет смогут позиционировать свои проекты как необычные. Очень скоро новые микрорайоны станут такими же привычными, как и остальные части города.