Пустить природу на участок

Автор фото: Зубкова Татьяна

Тренд в ландшафтном дизайне - стремление включить владельца земли в ее культивирование. Земля вокруг дома становится не просто дизайном, а отображением интересов хозяина.

Ландшафтные дизайнеры предлагают владельцам загородных домов отойти от узких рамок, предполагающих строительство альпийских горок, мощение брусчаткой, подстриг под ноль растительной живности вокруг дома. "Сад-огород сейчас в тренде. Потому что очень популярно самим хотя бы что-то выращивать и быть осведомленным в этом процессе", - говорит Вадим Кондрашев, директор архитектурного бюро Archido. Иконой для многих ландшафтных дизайнеров становится медиазвезда Джейми Оливер. Английский повар, ресторатор и ведущий прославился своей тягой к "простой еде", когда блюдо готовится по принципу "с грядки на стол". Его рецепты - прежде всего простые блюда из свежих продуктов.
По словам Вадима Кондрашева, тенденцией становится быть человеком, не оторвавшимся от земли. "Сейчас становится трендом понимать смысл кухни, смысл продуктов, понимать настоящее качество продуктов. В связи с этим для людей, обладающих землей, она становится не просто дизайном, как в случае с альпийскими горками, а отображением интересов хозяина", - говорит Вадим Кондрашев.
В ландшафтном дизайне это находит отображение, например, в строительстве грядок, поднятых над землей. Выглядит это так: делаются высокие борта до полуметра высотой, которые внутри полностью засыпаются грунтом. Получается, что грядка поднята от земли. Такие грядки жители Петербурга могли видеть на острове Новая Голландия прошлым летом. Проект назывался "Общественный огород".
Городские модники сажали укроп, петрушку, базилик, сельдерей, шпинат, редис, репу, огурцы и прочее. "Это модное и прогрессивное времяпрепровождение, чрезвычайно актуальное в больших городах США и Европы", - объясняли им организаторы. Кстати, в этом году эксперимент с огородом в центре города повторится.
Преимущество такой грядки, во-первых, в удобстве: она находится прямо под вашими глазами и не нужно сгибаться в три погибели. Суть в том, что это не только удобно, но и эстетично с точки зрения ландшафтного дизайна.
Дорожки, то есть проходы между такими поднятыми вверх грядками, можно сделать песчаными. А если вы посадите несколько сортов свеклы, как это делает ставший мультимиллионером британец Джейми Оливер, то цвести она будет не хуже любой хризантемы.
Есть один минус - в таком "кашпо" грядки промерзают с боков, поэтому нужно проконсультироваться со специалистами по этому вопросу.
Cтоимость такого ландшафтного дизайна, строительства необычных грядок, обойдется владельцу участка, безусловно, дороже их обычных собратьев, поскольку потребуется более качественный грунт, который должен не вымываться дождем.
Еще один модный тренд, который приходит также из Великобритании, - искусственное запущение сада. Заключается он в том, чтобы создать впечатление, что хозяин дома пустил природу на свой участок. Дикая культура приветствуется в саду: высаживаются тут и там одуванчики, осока… В итоге ландшафтный дизайн не выглядит как сделанный из пластмассы. И вот у вас на участ­ке родники текут с мутным илом, замшелыми камешками, галькой, камышом. Пример такого дизайна петербуржцы могут видеть в Финляндии, в северной части Хельсинки, проезжая по автобану в сторону Лахти.
Несмотря на модные тренды, которые входят в жизнь, рынок ландшафтного проектирования вслед за строительным рынком испытал на себе влияние кризиса.
"Сейчас основная масса заказов приходится на средний ценовой сегмент", - рассказывают в компании "Деметра". Многие владельцы загородных домов ограничиваются минимальным набором, включающим озеленение участка, мощение дорожек и создание клумб.
Стоимость минимального проектирования загородного ландшафта составит в Петербурге в среднем 1000-1200 рублей за сотку. Варьироваться она может в зависимости от желаний заказчика и от состояния почвы на вашем участке: например, если она слишком влажная, потребуется дренажная система.
Дизайнеры отмечают, что с каждым годом растет предложение строительных материалов: керамической плитки, каменных малых архитектурных форм, изделий из дерева и металла.
Производители изделий также стараются учесть посткризисные тенденции и предложить заказчикам более дешевые материалы. Например, производители дизайнерских металлоконструкций после кризиса расширили ассортимент, к изделиям из нержавеющей добавив изделия из черной стали.