Эрик Бертман: "Мы на опыте убедились: подделать можно все"

Автор фото: Лучинский Евгений

Вице-президент Nokia по региону Евразия Эрик Бертман рассказал, что для финской компании означает переходный период и когда он может закончиться, почему Nokia хочет сделать из телефона профессиональный фотоаппарат, ради чего в компании увольняются тысячи сотрудников и что вселяет в топ-менеджеров оптимизм.

  О   Nokia   поступает все больше негативной информации. Только с начала года: Nokia уступает первое место по продажам в России и в мире, салоны Nokia занимает Samsung, Nokia увольняет 10 тыс. сотрудников. Что вы собираетесь делать дальше?
- Изменения, которые происходят в Nokia сейчас, - это реакция компании на то, чтобы не только укрепить свои позиции в условиях растущей конкуренции, но и чтобы иметь возможность в первую очередь инвестировать в будущее. Потому что Nokia - это инновации. Чтобы она дальше развивалась, необходимо делать определенный выбор.
Чтобы максимально полно ответить на ваш вопрос, напомню ключевую стратегическую линию Nokia, которую мы представили еще в феврале 2011 года. Основными направлениями для нас являются, естественно, завоевание лидерства на рынке смартфонов и не менее важное направление - connecting the next billion - это возможность соединить еще 1 млрд людей с помощью доступных, но функциональных мобильных телефонов. Причем соединить не только сотовой связью, но и впервые подключить этих пользователей к Интернету.
Конечно, для любой компании переходный период всегда сложный. Nokia находится как раз в таком переходном периоде. Тем не менее мы видим не только трудности, но и первые вехи успеха. В частности, за очень короткое время Nokia представила полноценный портфель смартфонов на базе Windows Phone - линейка Lumia уже сейчас продается более чем в 50 странах.
Также в рамках стратегии connecting the next billion мы представили линейку Asha, которая пользуется огромной популярностью во многих странах мира. Задача этой линейки - предоставить возможности продвинутых устройств людям, которые этого хотят, но не могут себе позволить.
Россия - приоритетный рынок, она традиционно входит в топ-5 стран, крупнейших для бизнеса Nokia. Наша задача сейчас - найти правильный баланс глобально и локально, для того чтобы у нас сохранилась возможность инвестировать в будущее.
Задача Nokia - создавать продукты, которые, как мы говорим, чувствуют мир. Что за этим стоит? Фактически это создание продукта, который знает, где вы находитесь сейчас, кто вокруг из ваших друзей и что вас может заинтересовать в данный конкретный момент, то есть какое-то интересное место, кафе, событие.
Итак, мы продолжим инвестировать в два направления. Это Lumia, причем в разных ценовых сегментах. Уже сейчас у нас четыре продукта, и ценовой диапазон будет расширяться в обе стороны: появятся более доступные и более дорогие устройства. А также наш приоритет - это развитие линейки мобильных телефонов, которые востребованы в огромном количестве.
  Как долго будет продолжаться переходный период?
- Конечно, мне сложно вам назвать определенный срок. Фактически, говоря о переходном периоде и о том, когда он может завершиться, мы говорим о двух ключевых моментах, которые влияют на сроки. Во-первых, мы говорим о переходе со старой операционной системы Symbian на Windows Phone. И здесь многое будет зависеть от того, насколько быстро мы сможем расширить ассортимент.
Также одним из факторов станет наше глобальное присутствие с продуктами на базе Windows Phone, поскольку Nokia традиционно славилась тем, что делала продукты, локализованные под максимальное количество стран с поддержкой местных языков. Сейчас важно, чтобы наша линейка на Windows Phone была такой же географически богатой. Это зависит частично от Microsoft.
Тем не менее мы уже набираем обороты с Lumia. Очень важной вехой стал анонс операционной системы Microsoft Windows 8. Это открывает новые перспективы для развития нашей экосистемы. Сейчас уже идет битва не операционных систем, а экосистем.
Еще вселяет в нас оптимизм то, что у продуктов Lumia очень высокий показатель net promoter score (то, насколько человек, пользующийся продуктом, готов его рекомендовать друзьям). Это одна из самых важных характеристик для продукта, потому что выбор по сарафанному радио принимается довольно часто.
  Монобрендовой розничной сети Nokia в России больше нет. Значит, вы должны плотнее работать с мультибрендовой розницей. Что вы можете им предложить, чтобы они продавали больше продукции Nokia?
- Реалии рынка таковы, что наиболее эффективными и успешно развивающимися каналами являются, во-первых, крупнейшие ретейлеры и операторы - они укрепляют свои позиции на рынке, а во-вторых, интернет-торговля. Nokia вкладывается именно в эти два направления.
Причем если мы говорим про онлайн, то это не только собственный интернет-магазин, который очень активно развивается с точки зрения как географии, так и удобства покупки там, сокращения сроков доставки. Мы говорим и о присутствии Nokia в онлайн-магазинах наших партнеров. Фактически это виртуальные магазины в магазине. Они есть и в обычных, физических сетях. На наш взгляд, это оптимальный формат, поскольку в сетях крупнейших наших партнеров трафик, конечно, существенно выше, чем в остальных точках продаж.
Нельзя игнорировать тот факт, что роль операторов на нашем рынке растет. У нас уже есть успешный опыт совместных запусков продуктов с операторами, в частности, в ноябре 2011 года мы представили один из смартфонов вместе с МТС и фактически предложили пользователю очень привлекательный продукт вкупе со специальной опцией от оператора.
  Вы говорите, что сокращение сотрудников происходит ради инноваций. Куда именно вы собираетесь вложить сэкономленные деньги?
- Основные три направления, в которые мы будем инвестировать, - это, во-первых, аппаратная составляющая. Мы говорим не только про дизайн, но и про новые материалы.
Второе - технологии фото- и видеосъемки, камера. Традиционно сильные в этом, мы продолжим развитие, в том числе путем инвестиций и приобретения сторонних игроков. Мы объявили в июне о приобретении активов компании Scalado, которая известна своими технологиями работы с фото и видео.
И третье очень важное направление - это геолокационная платформа, которая позволит смартфону общаться с окружающим миром и передавать интересную информацию своему пользователю.
Несколько лет назад мы сделали ключевое вложение - приобретение компании Navteq, лидера картографических сервисов и геолокационных услуг.
Все эти инновации будут касаться не только сегмента дорогих смартфонов. Очень важно предлагать новые возможности и в сегменте более доступных аппаратов, потому что аудитория людей, которым это интересно, но которые не могут себе это позволить, велика.
Необходимо подчеркнуть, что Nokia находится в стабильной финансовой ситуации и может себе позволить инвестировать в инновации.
Все те меры, которые предпринимаются сейчас, направлены на то, чтобы найти оптимальный баланс и иметь возможность вкладывать в будущее.
  Почему Nokia двинулась в направлении фото и видео? На мой взгляд, человек, который хочет получить очень качественные фотографии, купит себе профессиональный фотоаппарат. Человеку, который хочет просто делиться фотографиями со своего телефона, достаточно и 5-мегапиксельной камеры, а не 41 Мп, как в вашем новом аппарате.
- Я и большинство российских пользователей с вами не согласимся. Характерный пример: Nokia N8 побил все возможные рекорды, он живет уже почти 3 года. Почему он востребован? Это был лучший камерофон на рынке, у него камера 12 Мп.
Nokia была пионером этой сферы, мы уверены, что это направление будет только развиваться. Людям понравилось иметь камеры в телефоне. И требования к ним будут только расти. Одно время это была гонка мегапикселей. Сейчас фактически она остановлена выпуском нашего телефона с 41 Мп.
Важны не только мегапиксели, но и программное обеспечение, и оптика. Сейчас большинство фотографий, если вы будете их делать обычным телефоном, например в условиях плохого освещения или нестабильности, будут размытыми. Это решается как раз программным обеспечением.
Конечно, люди делают фотографии на мобильные устройства, как правило, чтобы поделиться ими с друзьями, выложить в социальную сеть. Но люди хотят, чтобы эти фотографии были качественными.
Еще одно преимущество мобильной камеры по сравнению с профессиональной - то, что большая "зеркалка" у вас не всегда под рукой, когда вы хотите запечатлеть особый момент, а телефон всегда в кармане. Более того, сейчас в продуктах Nokia есть специальное программное обеспечение, которое позволяет редактировать, чтобы финальный продукт был сопоставим с профессиональной фотосъемкой.
  Недавно прошла информация, что Nokia в рамках экономии перестала клеить голограммы на аккумуляторы. Есть опасения, что оригинальную батарею нельзя будет отличить от подделки. Зачем нужна такая мелочная экономия?
- Вы неправильно сделали выводы. Одной из причин отказа от этих голограмм стало то, что мы убедились: подделать можно все. И эта голограмма уже не является гарантией. Гарантией оригинального продукта является покупка в правильном месте. Это или интернет-магазин Nokia, или авторизованные точки продаж. Голограмму же точно можно подделать, как и саму батарейку. Прогресс в этом плане идет семимильными шагами.
Расскажу пример, чтобы подтвердить свои слова. Я работал в Африке с Nokia. Когда мы запускали Nokia N95, за 2 недели до официального старта продаж в стране уже появился некий китайский N95 c сенсорным экраном и телевидением, то есть функционалом, которого изначально в модели не было. Разумеется, все было соответствующего качества!

Биография

Эрик Бертман (Erik Gunnar Bertman) родился 13 марта 1971 года в Хельсингборге на юге Швеции. Закончил университет Lund. Начал карьеру в международной консалтинговой компании Aсcenture. Восемь лет работал в Ericsson. Пришел в Nokia в 2004 году. Занимал различные высокие посты на разных рынках, в том числе в развивающихся странах. До назначения в "Nokia Евразия" работал на Nokia в Африке и Великобритании. Женат, трое детей.