Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая с начала 1990-х рассматривалась, как своеобразная "альтернатива" НАТО, дала еще одну трещину. Военно-политический союз созданный с подачи России покидает Узбекистан, выходцы из которого прочно заполонили Москву и Петербург.
Двадцать лет спустя после вступления в ОДКБ представители официального Ташкента решили окончательно отмежеваться от участия в этом пророссийском военно-политическом союзе, образованном с участием республик бывшего СССР.
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) 15 мая 1992 года подписали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Позднее, в течение 1993 года к ДКБ также присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия.
Договор вступил в силу в апреле 1994 года. Предполагалось, что через пять лет он будет продлен, однако Азербайджан и Грузия к этому моменту вошли в другой союз - ГУАМ при участии Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. К нему примкнул и Узбекистан. Однако летом 2006 года членство Узбекистана в ОДКБ было восстановлено.
В 2009 году в Москве лидеры ОДКБ приняли принципиальное решение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) для отражения военной агрессии, проведения контртеррористических спецопераций, борьбы с организованной преступностью, последствиями ЧС и т.д.
Среди конкретных примеров действия сил КСОР можно вспомнить их ввод в июне 2010 года в Киргизию. Данной мере предшествовал всплеск напряженности между киргизской и узбекской диаспорами, который фактически привел страну к гражданской войне. Однако в целом внутренние противоречия по ряду вопросов уже неоднократно ставили союз на грань развала.
28 июня 2012 года официальный Ташкент уведомил ОДКБ о приостановке членства Узбекистана в военно-политическом союзе. Местные власти не вдаваясь в детали пояснили такое решение несогласием с планами ОДКБ "на афганском направлении" и стремлением некоторых участников союза к усилению военной составляющей.
Представители российской дипломатии, в свою очередь, назвали данное объяснение несостоятельным.
"По примеру Узбекистана судить о том, что бывшие страны соцлагеря все сильнее дистанцируются друг от друга трудно. Там очень персоналистский режим. Неизвестно что стукнуло в голову Каримову (Ислам Каримов – бывший первый секретарь ЦК компартии Узбекистана, председатель Совета Министров Узбекской ССР, с 1990 года – президент республики – ред.). Но тенденция есть – страны Центральной Азии стремятся к союзу с Китаем, который в отличие от России что-то может им предложить", - считает политолог Дмитрий Травин.
"Ташкент уже давно де-факто прекратил участвовать в деятельности ОДКБ, а сейчас оформил это де-юре", - прокомментировал ситуацию Итар-ТАСС начальник Генштаба ВС России Николай Макаров. По его словам Узбекистан или вообще не принимал участия во встречах ОДКБ, или принимал, но не подписывал никаких документов.
Примечательно, что узбекская диаспора в России входит в число одних из самых многочисленных, а Узбекистан вот уже несколько лет выступает, как один из базовых источников притока в страну иностранных мигрантов, в том числе - нелегальных.