Великобритания не пропустила российское судно Alaed с военным грузом для Сирии

Автор фото: Итар-ТАСС

Власти Великобритании остановили у берегов Шотландии российское судно Alaed, якобы перевозившее ударные вертолеты в Сирию. Скандал напомил про то, как в 2009 году в Балтике загадочно исчез лесовоз Arctic Sea с грузом "пиломатериалов".

Власти Великобритании остановили российское судно, на котором, как заявляет МИД страны, перевозили военную технику для режима сирийского лидера Башара Асада. "Мы не позволим правящему режиму Сирии убивать мирных жителей", - приводят заявление главы МИД Великобритании Вильяма Хейга информационные агентства.
По британской версии, судно Alaed с портом приписки Калининград, перевозило в Сирию ударные вертолеты Ми-25, закупленные Дамаском еще во времена СССР. Теперь, не доставив груз, оно возвращается в Россию после того, как власти UK остановили его у Внешних Гебридских островов, недалеко от берегов Шотландии. Страховка судовладельца была аннулирована. Это не позволяет судну легально зайти ни в один зарубежный порт и теперь ему необходимо возвратиться на родину. Об этом, в частности, сообщила "Немецкая волна". Кроме того, страховая компания Standard Club аннулировала страховку у всех судов российской компании Femco, мотивируя это "характером перевозимого груза".
Представители МИД РФ, включая главу ведомства Сергея Лаврова, ранее уже заявляли о том, что российские грузы, предназначенные для Сирии, не могут представлять угрозы для мирного населения. Такое заявление прозвучало после того, как госсекретарь США Хиллари Клинтон объявила, что Россия, вопреки введению международного эмбарго на экспорт оружия в Сирию, продолжает вести поставки.
19 июня 2012 года "Прайм" со ссылкой на "информированный источник", сообщило о том, что Евросоюз потребовал от Femco перенаправить Alaed в один из портов Европы для досмотра, однако экипаж отклонил требование, а судно изменило курс. При этом сайт Femco сообщает о том, что договор с United Nordic Shippin A/S на предоставление коммерческого менеджмента Alaed был расторгнут.
Это не первый скандал с поставками оружия из России по морю. В июле 2009 года в территориальных водах Швеции между островами Эланд и Готланд в Балтике был захвачен и похищен лесовоз типа "Углегорск" – "Арктическое море" ("Арктик Си"). Судно, построенное в 1991 году на верфи Sedef в Турции по российскому заказу, с 2008 года до скандала с исчезновением перевозило грузы на линии Пиетарсаари (Финляндия) – Беджайя (Алжир).
Имея на борту 6700 м3 "пиломатериалов" и 15 человек экипажа, 24 июля судно шедшее под флагом Мальты, было, по одной из версий, атаковано группой вооруженных людей, которые объявили себя представителями полиции. На судне был произведен обыск, и оно взято под контроль. 28 июля при прохождении пролива Па-де-Кале Arctic Sea ("Арктик Си") вышел на связь с береговой службой и исчез. К заданному сроку 4 августа в порт назначения судно не прибыло, а 9 августа на сайте "Морской бюллетень – Совфрахт" главный редактор издания Михаил Войтенко опубликовал информацию об исчезновении судна.
12 августа Дмитрий Медведев поручил Минобороны России разобраться в ситуации. Еще через три дня полиция Финляндии заявила о начале международного уголовного расследования дела Арктик Си по подозрению в захвате заложников и вымогательстве.
Помимо официальной версии о том, что сухогруз Arctic Sea был захвачен пиратами (также рассматривалась версия захвата спецслужбами Эстонии - 13 января 2012 год Россия объявила в международный розыск бывшего главу эстонской разведки Эрика Кросса), были представлены иные варианты.
В частности, экс-командующий Вооруженными силами Эстонии адмирал Тармо Кыутс допустил, что объяснить странное поведения российских властей может присутствие на борту Arctic Sea серьезной партии оружия. Российский представитель в штаб-квартире НАТО Дмитрий Рогозин назвал это утверждение "фантазиями морехода".
Между тем, версию о том, что сухогруз мог перевозить не только пиломатериалы также поддержал главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко. После чего он покинул Россию и обосновался в Турции, а затем был вынужден перебраться в Таиланд.
Прокурор Верховного суда Испании Хосе Гонсалес, также заявлял, что считает историю с Arctic Sea свидетельством нелегальной торговли оружием, причем "на высшем уровне".
Политолог Борис Подопригора рекомендует искать ответ в переделе рынков сбыта. Он отмечает, что оружие той же Сирии продавали не только Россия, но также страны Западной Европы.
При этом официальная Москва продолжает настаивать на том, что Россия не поставляет боевые вертолеты Сирии.
"Как уже заявлялось, никаких новых поставок в Сирию боевых вертолетов российского производства нет. Все военно-техническое сотрудничество с Сирией ограничивается только передачей оборонительных вооружений. Что касается вертолетов, то ранее осуществлялся плановый ремонт техники, которая была поставлена в Сирию много лет назад", - цитирует Би-Би-Си сообщение представителей российского МИДа.
В интервью радио France Inter коллега Сергея Лаврова Лоран Фабиус заявил, что смена Асада активно обсуждается, в том числе – при участии российской дипломатии.
"Мы активно обсуждаем, с Россией в том числе, кто мог бы сменить Башара Асада в случае его падения, поскольку очевидно, что невозможно за один день передать управление от диктатора чистой и безупречной демократической оппозиции", - сказал глава МИД Франции. В то же время Сергей Лавров настаивает, что "это неправда". "Мы не занимаемся свержением режимов ни через одобрение односторонних действий в СБ ООН, ни для участия в каких-либо политических заговорах", - говорит он.