Елена Домброва (elena.dombrova@dp.ru) Все статьи автора
15 июня 2012, 11:03 2850

Серый рынок нашел убежище в Интернете

Фото: Global Look Press

Интернет-магазины стали оазисом для торговли серым товаром. Отсутствие контроля и большая доходность, чем офлайн, привели к росту этого сектора. Но рынок вытеснит недобросовестных игроков, уверены эксперты.

Российский рынок электронной коммерции растет в среднем на 40% ежегодно и привлекает не только офлайн-ретейлеров, но и специализированные интернет-магазины. Онлайн-торговля избавляет от расходов на аренду торгового помещения, от выплат продавцам-консультантам, что отражается и на конечной стоимости товара. Однако помимо законных способов экономии у онлайн-продавцов большое искушение экономить за счет незаконно ввезенного, так называемого серого товара. Масштабы бедствия разнятся в зависимости от сегмента, в котором работает ретейлер, - серый товар может занимать от 15 до 50%. В целом по рынку объем продаж таких товаров, по оценкам экспертов, превышает 74 млрд рублей.

Интернет становится для россиян важнейшим из искусств

Интернет становится для россиян важнейшим из искусств

427
Анна Потсар, доцент факультета журналистики СПбГУ

Наиболее востребованные онлайн-покупателями, а значит, и наиболее рискованные категории - бытовая техника и электроника, а также интернет-контент и одежда. Они же основные драйверы развития интернет-торговли. Бытовая техника и электроника на протяжении нескольких лет остаются крупнейшим сегментом онлайн-торговли - на них приходится от 30 до 40% интернет-продаж.

По словам управляющего Северо-Западным филиалом "Евросети" Дениса Голещихина, несмотря на то что продажи телефонов через официальные каналы дистрибуции в России преодолели в 2011 году исторический максимум и достигли 39,7 млн штук, доля серого рынка составляет в среднем по России порядка 18%.

"Что касается тенденций этого рынка, то, с одной стороны, серый рынок питают именно интернет-магазины сомнительного происхождения, с другой - его рост сдерживается тем, что производители активно развивают бюджетный сегмент, что делает покупку товара подешевле с рук невыгодной для потребителя", - отмечает менеджер "Евросети".

Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью "М.видео", подтверждает, что уровень серой техники наиболее высок в цифровой электронике - около 20%. Выше шанс встретить серый товар в небольших интернет-магазинах, крупные федеральные сети электроники работают напрямую с поставщиками, поэтому появление у них несертифицированных товаров исключено. Главный фактор - цена, если она разнится больше чем на 10-15%, это повод задуматься: товар либо серый, либо подделка, так как из-за больших закупок цены в крупных сетях электроники более конкурентны, говорит Антон Пантелеев. Но уровень интернет-грамотности населения повышается, цена все реже определяющий фактор для покупки, поэтому и доля серого товара снизится, уверен он.

Следующий по популярности сегмент интернет-торговли - одежда и парфюмерия. По оценкам Esper Group, на серый товар приходится около 26,1% рынка одежды, однако доля снижается. Например, в 2009 году она была в 2 раза выше. "Причина таких изменений - снижение таможенной нагрузки в рамках Таможенного союза и одновременное ужесточением таможенного контроля в связи с ВТО", - объясняет Дарья Ядерная, директор департамента Esper Group. В итоге риск уже не покрывается возможностью небольшой дополнительной прибыли, резюмирует она.

По нашим данным, в российских интернет-магазинах довольно много товаров, которые не проходят официальные таможенные процедуры, продаются без соответствующих разрешений и даже представляют потенциальную угрозу для здоровья потребителей. Особенно внимательно следует отнестись к приобретению товаров для новорожденных и детей, так как некачественная продукция может привести к серьезным последствиям. Лучший способ уберечь себя от серой и контрафактной продукции - приобретать товары в интернет-магазинах известных торговых сетей, которые работают только с надежными поставщиками.
Елизавета Тотунова
PR-директор ГК "Детский мир"

В Интернете продается 8,5% объема одежды, обуви и аксессуаров на российском рынке, серый товар достигает 48,2% этой группы, что гораздо выше, чем в целом по стране. Дело в том, что контроль за интернет-магазинами на складе и по документам гораздо сложнее. Самый страдающий рынок - это аксессуары, доля серых товаров здесь достигает 57% по отдельным категориям. По-серому часто ввозят парфюмерию, чтобы не платить налог за содержание спирта, доля ее в 2011 году составила 21,4%.

За рубежом над исправлением ситуации работает большой административный ресурс, контроль ужесточен на границах, и нет такой коррупции, поэтому любому серому товару оказывается сложнее и дороже проникнуть на рынок.

"Техношок" приобрел интернет-магазин "Закажи24"

"Техношок" приобрел интернет-магазин "Закажи24"

6375
Артем Члегов

"Найти магазины, торгующие подделкой или контрабандой, для контролирующих органов не составляет труда, достаточно зайти в Интернет и обнаружить демпингующие предложения noname-игроков. Однако они, не скрываясь, продолжают работать в открытую, обманывая потребителя и, собственно, само государство", - сетует Денис Голещихин.

Один из основных рисков при покупке более дешевой серой техники - отсутствие гарантии и сервисной поддержки в России. "Серый товар может представлять и опасность для покупателей, так как может быть не предназначен для российских электросетей", - предупреждает Антон Пантелеев. По его словам, страдает и качество предложения, так как серый товар может собираться несертифицированными сборщиками.

Новости партнеров
Реклама