Марина Влади: "Мир глупый сейчас"

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Марина Влади после выхода на сцену в спектакле "Владимир, или Прерванный полет... " рассказала "ДП " о культе вечной молодости, режиссере своей жизни и средстве спасения от депрессии. Разговор шел без перевода.

Марина, вы ведь приезжали еще в Ленинград - вместе с Высоцким?
- Да-да, мы тогда останавливались в "Европейской ". Прекрасно помню: прелестное здание, чудесная мебель, ресторан замечательный. Наверное, Володя выбрал эту гостиницу, потому что хотел мне красиво показать город, где я до того никогда не была, только в Москве на фестивалях, начиная с 1959 года. Потом-то мы стали в Ленинграде частыми гостями.
Помню, на меня в советское время впечатление произвели столики маркетри в люксе  "Европейской "…
- Ну, для меня это не было новостью - у меня тогда был большой дом, а я очень любила старину, так что у меня дома стояла такая мебель. Хотя здесь, конечно, все было красиво. Но и сейчас город остался на себя похож, тут не так, как в других городах, где построили какие-то небоскребы.
Как вам удалось вселиться в номер на двоих без штампа в советском паспорте?
- Это как-то Володя все решал, думаю, он оберегал меня, чтобы меня не тюкали.
Сейчас, через 32 года после смерти Высоцкого, чем обусловлен аншлаг - интересом к нему или к вам?
- Спрашивайте у публики, я не могу отвечать на такой вопрос. Я вижу, что люди пришли на спектакль, значит, это их интересует. Вероятно, и Высоцкий, и то, что я рассказываю. Хотя я ведь и пою - а это его песни, его тексты. Спектакль создан по его стихам, песням плюс немножко фрагментов моей книги  "Владимир, или Прерванный полет... " между номерами.
На сцене думаете по-русски или по-французски?
- На сцене я и говорю, и пою по-русски. А думаю… Я бикультурная, по-итальянски говорю как по-русски, и по-английски тоже, так что у меня нет проблем, у меня все вместе в голове.
Что вы скажете о скандальном уходе Юрия Любимова из Театра на Таганке?
- Я не в курсе, я совсем ничего про это не знаю, во Франции это не стало громким событием. Расскажите мне, в чем там дело!
Любимов полагал, что актеры должны ему беспрекословно подчиняться…
- Я не думаю, что Любимов так считает. Просто он режиссер, директор, он создал этот театр, эти спектакли - и он вправе давать указания. Не знаю, какие именно претензии имели актеры, но считаю, что дело актера - слушаться режиссера. Я слушаюсь своего режиссера. Когда он мне говорит:  "Погромче - потише, направо - налево ", - я все делаю, потому что актриса. Когда я буду иметь свой театр, свою труппу, стану режиссером - вот тогда получу право говорить актерам: делайте то-то и то-то.
Можете ли вы о ком-то сказать:  "режиссер моей жизни "?
- Да - Орсон Уэллс. Это режиссер моей жизни.
Кому принадлежит копирайт на творчество Высоцкого?
- Естественно, его детям. И частично мне - как вдове. Но в основном им, конечно.
Известно ваше резко негативное…
- Очень резкое, я про это не говорю больше!
К фильму  "Высоцкий. Спасибо, что живой "…
- Я поняла, поняла!
Я про другое. Сам образ Высоцкого как-то охраняется авторским правом или любой, кто захочет, может вывести его на сцене или экране?
- О, ведь это не любой - это сын сделал сценарий! Ничего не знаю про авторское право в этом вопросе. Я охраняю образ Высоцкого своим спектаклем.
Только что отмечали 80-летие Андрея Тарковского. Вы ведь дружили?
- Дорогой мой, это один из самых прекрасных кинорежиссеров мира. Не России только, а мира! Он колоссальный режиссер, колоссальный артист. Андрей был наш с Володей близкий друг. А потом он провел последние месяцы у меня дома. И мой муж Леон Шварценберг - врач-онколог - его лечил, но, к сожалению, не вылечил, потому что он к нам попал уже очень сильно больным. Но Леон продлил ему жизнь на год. И с помощью наших друзей - писателей и кинодокументалистов Криса Маркера и Эббо Деманта он смог завершить свою картину. Ему дали в долг, чтобы он смог закончить монтаж.
Что вы посоветуете тому, кто пережил тяжелую утрату?
- Броситься в работу. Для меня это единственное спасение. Когда я потеряла Леона, своего последнего мужа, я не работала - и 3 года валялась на полу. Только работать!
Вы без стеснения говорите о своем возрасте. Почему весь мир отказался стареть?
- Действительно, смотришь со спины - лет сорок пять, а повернется эта баба - ей сто лет. Это ужас. Что бы ты ни делал, возраст все равно не скроешь.
Так почему культ молодости превратился в сумасшествие?
- А почему, скажите мне, у вас на улице такие ужасно толстые большие машины? Это тот же самый вопрос. Каждый хочет владеть миром, отсюда это непомерное стремление к деньгам, к вечной юности… Это глупость просто. Мир глупый сейчас. Ну, это период такой. Я надеюсь, что из всего этого все-таки выйдет какая-то другая цивилизация.
Вы обсуждали со своими тремя сыновьями смысл жизни?
- Конечно, мы много говорим, у нас большие споры. Но вы не мой сын. Хотя вы могли бы быть моим сыном, я думаю. Вам сколько лет?
Пятьдесят.
- Да, могли бы. Моему старшему 57, а младшему как раз сегодня исполнилось 48. Но вы не мой сын, поэтому я вам и не скажу, в чем смысл жизни.

Биография

Марина Влади родилась в 1938 г. во Франции в семье русских эмигрантов. Занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. Дебютировала в кино в 11 лет, в эпизодической роли в мелодраме  "Летняя гроза " (1949). Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации  "Лучшая актриса " за фильм  "Современная история, или Королева пчёл " (1963). Марина была последней женой Владимира  Высоцкого и является автором книги воспоминаний о нем -  "Владимир, или Прерванный полет… ". В 2009 году Марина совместно с режиссером Жаном-Люком Тардье поставила спектакль по этой книге.