Алексей Плешков Все статьи автора
12 апреля 2012, 19:15 2301

Nokia: обвал акций и чудеса мобильного маркетинга

Фото: Итар-ТАСС

Обвал акций финского телекоммуникационного гиганта Nokia, который спровоцировал негативный прогноз нынешнего главы компании Стивена Элопа, получил оценку экспертов. Dp.ru пытался развеять конспирологическую версию этой истории, а заодно узнал - как на рынке мобильной связи сказывается глобализация.

Около двух месяцев назад глава Nokia Стивен Элоп заявил, что имеет шансы переломить ситуацию к лучшему и козырем в борьбе за рынок будет новый смартфон. Однако прогноз не сбылся. На днях сам же Элоп заявил, что первый и второй кварталы будут убыточными. В итоге бумаги компании на торгах в среду обвалились сразу на 15% - ниже 3,2 евро. В четверг акции продолжали падать. Santander и Societe Generale снизили их рейтинги.

Эрик Бертман: "Мы на опыте убедились: подделать можно все"

Эрик Бертман: "Мы на опыте убедились: подделать можно все"

1610
Жанна Журавлева (zhanna.zhuravleva@dp.ru)

Dp.ru обратился к экспертам. На вопросы, касающиеся ситуации, в частности, ответил директор направления мобильные телефоны и цифровые устройства J'son & Partners Consulting Сергей Савин.

Dp.ru: Когда Nokia возглавил Стивен Элоп – человек из Microsoft - многие начали говорить, что дни Nokia сочтены. Прошло 14 месяцев – что изменилось?

Сергей Савин: Windows-телефоны Nokia стали появляться только в конце прошлого года. Поэтому пока оснований для окончательного решения о том – успешной или не успешной является политика компании нет. На мой взгляд – уход в сторону платформы Microsoft – это оправданный шаг. В той ситуации, в которой находилась Nokia, другого варианта просто не было. Продукты на Symbian очевидно уступали аппаратам на платформах Apple или Google Android. Стать в таких условиях еще одним производителем Android-смартфонов не было смысла, потому что на этом рынке уже застолбили место Samsung и HTC. Сейчас Nokia делает достаточно интересные аппараты. По крайней мере с точки зрения дизайна.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Dp.ru: Стивен Элоп назвал главными конкурентами Apple и Samsung. Насколько Nokia способна отвоевать у них часть рынка.

Сергей Савин: У Nokia просто нет другого выхода. Сегодня это самый перспективный рынок с точки зрения доходов.

Dp.ru: А сам Стивен Элоп? Известно, что Nokia и Microsoft жестко конкурировали, теперь тепло дружат...

Сергей Савин: Нужно смотреть объективно. Действительно были какие-то решения, которые укладываются в дух этой легенды. Например, были свернуты некоторые потенциально перспективные разработки Nokia. Но надо помнить, что основная ставка тогда делалась на Symbian – и всем было понятно, даже внутри самой Nokia, что это не самый правильный путь. Я не склонен рассматривать приход Стивена Элопа как человека, который должен убить. Скорее Microsoft создает для себя технологическую базу, рассчитывает на синергический эффект.

Убыток финской Nokia в первом квартале 2012 года составил 1,34 млрд евро

Убыток финской Nokia в первом квартале 2012 года составил 1,34 млрд евро

508

Dp.ru: Nokia воспринималась, как традиционалистская компания – многие ее топ-менеджеры работали в ней десятилетиями...

Сергей Савин: Как компания с консервативным подходом и видением рынка она выпала из реальной ситуации – почивала на лаврах в то время, как конкуренты развивались. Если посмотреть – создала ли Nokia в последние годы что-нибудь такое, что можно было бы противопоставить, например, первым телефонам Apple? Хотя временной лаг чтобы родить что-нибудь адекватное у них был. Все что они сделали могло конкурировать только по цене, но не по функционалу.

Dp.ru: Те процессы которые происходят в мире, глобализация, например, происходит тоже самое на рынке телекоммуникаций?

Сергей Савин: Мы вступаем в некую фазу глобализации, но говорить о том, что завтра все мы будем пользоваться одной операционной системой, например, нельзя.

Dp.ru: Ну а допустим – iPhone, который вообще больше напоминает не телефон, а идеологическое оружие...

Сергей Савин: Я думаю, что это просто ловкий маркетинг: заставь людей верить во что-то - и ты на коне. Но я не согласен, что мы когда-нибудь все вступим в эру, когда у каждого будет iPhone, слишком разные реалии в разных странах. В США, Европе мобильники дотируются, в России мы платим реальные деньги, полную стоимость. Вряд ли желающих выложить 35-40 тыс. рублей за телефон очень много...

Dp.ru: В России телефон для многих – это как боярская шапка. И это производители, конечно, учитывают.

Сергей Савин: Большинство людей все равно принимают решение по совету продавца и по карману.

Dp.ru: Ну а если говорить про перспективы – какая платформа имеет больше шансов сохранить, приобрести популярность?

Сергей Савин: В мире – Android, которую поддерживают многие производители и устройства на которой есть в разных ценовых диапазонах. На втором месте решения Apple. Что касается России, то здесь предсказывают больший успех мобильным версиям Windows. Android пока на втором месте.

Эксперты финансового рынка смотрят на историю с падением акций Nokia под несколько иным углом. "В одной компании где я работал, держали человека, который должен был заваливать проекты. Он подключался, когда компания не хотела прямо отказывать клиенту и в то же время не хотела с ним сотрудничать", - говорит начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев. По его словам обвал акций Nokia мог быть как совершенно произвольным, так и неслучайным - падение выгодно для покупки. "Хотя это (использование инсайда) и неспортивно", - резюмирует он.

Новости партнеров
Реклама