Уход с рынка крупных туроператоров вызывает недоверие к оставшимся. Растет число путешественников, отдыхающих без посредников.
Разорение туроператора "Мир хороших путевок" и неплатежеспособность другого, "Ланта тур", заставили туристов насторожиться. Доля самостоятельно путешествующих петербуржцев, говорят эксперты, вырастет с нынешних 30 до 40% от общего турпотока. Вместе с тем уменьшается количество игроков туристического рынка: за несколько месяцев число туроператоров в Петербурге сократилось на 7%.
По экспертным оценкам Российской ассоциации турагентств (РАТА), соотношение индивидуальных и групповых туристов, которые уезжают из Петербурга, колеблется в районе 30/70. Доля индивидуалов, считают в РАТА, может еще вырасти на несколько процентов, но не более чем на 10%. По данным РАТА, в 2011 году петербургские туристы купили турпутевок на сумму более 6,6 млрд рублей, из них 4,6 млрд пришлось на зарубежные туры. Всего из Петербурга за границу в 2010 году выехало 3,6 млн человек (из них 2,5 млн — в Финляндию), в 2011 году число путешественников выросло.
"В последние годы наблюдается рост индивидуального туризма, который будет только продолжаться. И наш турбизнес к этому абсолютно не готов, он перестает производить продукт, интересный потребителю, — говорит Татьяна Гаврилова, исполнительный директор Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ). — Существующим турфирмам часто сложно пересмотреть свой пакет продуктов, по–новому выстроить бизнес–процессы, и это приводит к оттоку туристов, например, в Интернет. Если бизнес не приложит усилий для исправления ситуации, очень многие могут остаться без прибыли".
Татьяна Гаврилова также считает, что потери от ухода в "свободное плавание" особенно чувствительны потому, что отказываются от туристических посредников зачастую наиболее обеспеченные путешественники. "В Ленобласти мы провели полевое исследование, в ходе которого стало ясно, что индивидуальный турист тратит больше денег, чем если бы был в составе группы", — заключает она.
Большое число самостоятельных путешественников обусловлено близостью Петербурга к границе с Финляндией. Около 2/3 независимых путешественников выбирают Суоми как место отдыха или как плацдарм для перелета в другие страны.
"За границу самостоятельно путешествуют только 3% российских туристов, в Петербурге больше, но только за счет близости Финляндии", — считает Юрий Богданов, генеральный директор ООО "Тез Тур Северо–Запад". В Европе самостоятельно путешествующих европейцев не более 20%".
Юрий Богданов добавляет, что без посредников обычно ездят только в европейские страны на экскурсии и/или шопинг. Но на пляжный отдых туристы предпочитают купить путевку, чтобы переложить ответственность на оператора, который поможет в конфликтных ситуациях. В экзотических странах доля самостоятельных путешественников минимальна.
Геннадий Светлов, представитель клуба "Вип Карта" (услуги туристам в Финляндии), считает, что до 80% туристов ездят в Финляндию самостоятельно. "Вначале туристы едут в Суоми на автомобиле, бронируют отель через Интернет. Следующий шаг — полет через Финляндию, в том числе через местные турфирмы, которые не разоряются". По его мнению, может развиться прежде мало распространенный вид турбизнеса, когда турагент продает только отдельные услуги, например проживание в отелях или авиабилеты. Через посредника эти услуги могут оказаться дешевле, чем при покупке напрямую, так как крупные посредники пользуются существенными скидками.
Уход с рынка отдельных компаний приводит к снижению уровня доверия к мелким турагентам и туроператорам и, следовательно, к спаду их продаж. "В выигрыше оказываются агентства, работающие по франшизе с крупными туроператорами и использующие в своей рекламе их бренд", — считает Юрий Богданов.
Валерий Жилкин, генеральный директор туроператора "Центральное бюро путешествий и экскурсий Санкт–Петербурга", говорит, что конкуренция на туристическом рынке происходит в основном по цене, поэтому прибыль минимальна.
"Все крупные туроператоры закредитованы и поэтому уязвимы и неустойчивы, — рассказывает он. — Волнения в Египте или холодная зима в Европе приводят к спаду продаж, чартерные рейсы оказываются незаполненными, что может привести к невыплате взноса по кредиту".