Мировой оборот розничной торговли восстанавливается, однако перспективы дальнейшего развития остаются неясными.
В 2010 финансовом году (с учетом данных компаний, чей финансовый год закончился в июне 2011 года) объем продаж крупнейших мировых розничных компаний увеличился более чем на 5%. Об этом говорится в совместном отчете компании "Делойт Туш Томацу Лимитед" и Stores Media "Мировой сектор розничной торговли", составленном на основе финансовой отчетности 250 крупнейших мировых розничных компаний.
Так, общий объем продаж мировых лидеров ретейла увеличился более чем на 5%. По сравнению с данными 2009 финансового года, когда группа показала довольно слабый рост в размере 1,2%, этот рост довольно существенен, отмечают эксперты "Делойта".
Чистая прибыль выросла с 3,1% в 2009 году до 3,8% в 2010-м. "Несмотря на то, что подобные результаты можно назвать довольно впечатляющими, розничные компании обеспокоены ухудшением экономической ситуации в мире во второй половине 2011 года", – говорится в отчете.
Айра Калиш, руководитель направления по обслуживанию компаний розничного сектора исследовательского подразделения "Делойта", отметила, что развитие мировой экономики замедляется: темпы роста на многих ведущих мировых рынках в 2012 году, по всей вероятности, будут ниже, чем в 2011 году. Кризис в еврозоне продолжает негативно сказываться на доверии инвесторов и потребителей, в то время как рост экономики США в следующем году, скорее всего, незначительно снизит уровень безработицы.
Что касается российской экономики, то она растет благодаря высокому уровню цен на сырье. Кроме того, существуют признаки роста открытости сырьевого сектора для иностранных инвесторов, что способствует увеличению производства. Однако сырьевая зависимость России делает ее уязвимой для резкого изменения цен. Россия также находится в большой зависимости от Западной Европы, и углубляющийся кризис может оказать на нее значительное негативное влияние.
По мере развития экономики предприятия российского розничного сектора будут получать весомые преимущества, по крайней мере в крупных городах, где наблюдается непропорционально высокий уровень покупательной способности.
С другой стороны, сокращение численностии старение населения указывают на то, что долгосрочные перспективы не слишком обнадеживают. Неспособность уйти от сырьевой зависимости делает розничный сектор российского рынка крайне зависимым от внешних факторов.
По словам Егора Метелкина, партнера компании "Делойт" в СНГ, российский рынок розничной торговли вновь оказался среди наиболее динамично развивающихся. По результатам исследования две российские компании Х5 и "Магнит" существенно поднялись в рейтинге: с 100-го на 83-е место и со 152-го на 124-е место соответственно.
"Магнит" занял второе место среди 50 наиболее быстрорастущих компаний, а также попал в топ-30 по показателям коэффициента Q (коэффициент Q представляет собой отношение рыночной капитализации публично торгуемых компаний к стоимости ее материальных активов).
При сохранении существующих темпов роста розничного рынка можно ожидать, что в ближайшей перспективе список 250 крупнейших мировых ретейлеров могут пополнить сразу несколько российских компаний, среди которых: "М.видео", "О’Кей", "Дикси" и "Эльдорадо".
Компания | Страна | Рейтинг | Розничные продажи за 2010 год (млн долларов США) | CAGR |
за 2005–2010 годы (%) | ||||
Wal-Mart Stores, Inc. | США | 1 | 418 952 | 6 |
Carrefour S.A. | Франция | 2 | 119 642 | 3,9 |
Tesco PLC | Великобритания | 3 | 92 171 | 9,3 |
Metro AG | Германия | 4 | 88 931 | 3,8 |
The Kroger Co. | США | 5 | 82 189 | 6,3 |
Schwarz Unternehmens Treuhand KG | Германия | 6 | 79 119 | 9,8 |
Costco Wholesale Corporation | США | 7 | 76 255 | 8 |
The Home Depot, Inc. | США | 8 | 67 997 | -2,5 |
Walgreen Co. | США | 9 | 67 420 | 9,8 |
Aldi Einkauf GmbH & Co. oHG | Германия | 10 | 67 112 | 5,9 |
В Петербурге оборот розничной торговли в 2011 году составил 765,4 млрд рублей. На долю розничных сетей приходится до 80% оборота.