Табачные страхи предпринимателей

Автор фото: Spice Media
круглый стол

Предприниматели озабочены нависшей над ними угрозой, связанной с принятием Закона "О защите здоровья населения от последствий употребления табака".

Законопроект, подготовленный Минздравом России, запрещает продавать табачную продукцию в торговых объектах, имеющих площадь менее 50 м2. Запрет затрагивает почти все городские павильоны, а также магазины формата "у дома", которые продают товары первой необходимости — молоко, хлеб, а также алкоголь и сигареты. Продажа пива и сигарет дает магазину 8–10% оборота и за счет комплексных покупок, когда человек заходит купить пиво и покупает что–то еще, обеспечивает треть выручки, говорят предприниматели.
Кроме павильонов в Петербурге работают около 5 тыс. профессиональных табачных лавок, в основном имеющих площадь до 50 м2. "Совершенно ясно, что этот закон лоббируют торговые сети, сейчас их доля рынка продажи табачных изделий составляет 15%, они хотят получить больший кусок пирога", — говорит Антон Вдовин, владелец сети табачных магазинов "Наша сеть". В сети четыре точки, имеющие площадь от 12 до 33 м2. По словам Антона Вдовина, такой формат связан с тем, что товар компактен, легко складируется. В КЭРППиТ отмечают, что в Петербурге за 10 месяцев 2011 года было произведено 94 млрд штук сигарет и папирос. По данным "Табакпрома", российский рынок табачной продукции в 2010 году в денежном выражении составил около 430 млрд рублей, или 390 млрд штук сигарет.
Представители малого бизнеса также считают, что закон создаст преимущества для торговых сетей. А также приведет к появлению неконтролируемой уличной торговли табачной продукцией с рук. Участники слушаний отмечают, что европейские страны не связывают в своей практике запрет или ограничения на продажу табачной продукции, основываясь на критерии размера торговой точки.
В компании "МЕТРО Кэш энд Керри", которая по собственной программе "Школа торговли" открыла в Петербурге 200 магазинов в формате "у дома", отмечают, что из 10 первых позиций продаж в магазинах сигареты занимают первые три–четыре позиции. Они приносят небольшому магазину 50 тыс. рублей в неделю, или 200 тыс. рублей в месяц. При открытии магазинов по программе "Школа торговли" сразу учитывается возможность получения алкогольной лицензии, все 200 магазинов имеют площадь более 50 м2.
Пока владельцы магазинов и табачных лавок не видят выхода для себя в каком–либо переформатировании, увеличении площадей. На круглом столе, где предприниматели вместе с чиновниками обсуждали законопроект, Владимир Рымига, ведущий специалист отдела программ развития торговли Управления развития торговли КЭРППиТ, согласился, что законопроект требует доработки.