Двое крупных страховщиков - "Югория" и МАКС обвиняют госпредприятия в том, что они дают преимущества определенным участникам по ОСАГО. Емкость рынка ОСАГО по госзаказу - 200 млн рублей в год.
По результатам отбора заявок на открытый конкурс по ОСАГО для государственного учреждения здравоохранения (ГУЗ) "Сантранс", который прошел 2 ноября, представители двух страховщиков написали обращение в прокуратуру. Они просят ведомство проверить организацию и проведение конкурса.
По версии пострадавших - "Югории" и компании МАКС, их представители еще накануне вечером заняли очередь для подачи документов на конкурс и были первыми. Но сотрудники "Сантранса" зарегистрировали первой заявку "Ингосстраха", представитель которого якобы прошел без очереди. Страховщики, возмущенные действиями конкурента, пытались не пустить его, в конфликт вмешались служба безопасности "Сантранса" и полиция. В результате "Югория" подала заявку второй, а МАКС - третьим. В "Ингосстрахе" не стали комментировать инцидент.
Пострадавшие надеются, что прокуратура подтвердит незаконность действий страхователя, в таком случае последует жалоба в ФАС. "В результате предприятие будет оштрафовано на несколько сотен тысяч рублей, а конкурс будет пересмотрен", - надеется Елена Ипатова, директор департамента корпоративных продаж СК "Югория".
Юрий Дьяконов, директор ГУЗ "Сантранс", опроверг обвинения и заявил, что страховщики сами не поделили очередь. "Каждый год конкурс по ОСАГО выигрывают разные компании, и итоги конкурса неизвестны. Второго декабря планируется вскрытие конвертов, и в середине декабря будет объявлен результат", - говорит Юрий Дьяконов.
Читайте также:
ФАС оштрафовала "Лукойл" за завышение цен на топливо
По практике конкурсов ОСАГО, компания, которая первой подала заявку, признается победителем. Цены и сроки у всех компаний по закону должны быть одинаковы. Впрочем, ряд компаний все равно находят лазейки, чтобы протолкнуть "своего" страховщика. ОСАГО в Петербурге - прибыльный вид страхования, неофициальные агентские комиссии доходят до 40–50% от стоимости контракта, хотя законодательно агентское вознаграждение ограничено 10%.
"Предприятия ставят разнообразные условия, например дополнительные критерии по уставному капиталу, числу филиалов, сроку работы на рынке, - говорит Максим Граничнов, заместитель директора филиала компании МАКС. - Встречаются даже экзотические требования, как "удаленность до 10 км от центра урегулирования убытков", и "деловая репутация" - последнюю определяет сам заказчик. Особенно преуспели в допусловиях естественные монополии, имеющие профессиональную юридическую службу.
Чтобы получить заветный контракт ОСАГО, страховщики сутками стоят в очереди. Основная масса конкурсов среди госучреждений по этому виду страхования проводится осенью и зимой. Так, сотрудникам МАКС, чтобы получить в качестве клиента по ОСАГО на 2011 год автопарк ГУВД Ленобласти, пришлось месяц с утра до вечера дежурить в офисе, а ночевать в припаркованной машине. В итоге компании досталось 8 млн рублей премии. Участники рынка отмечают, что взнос от 50 тыс. рублей уже может принудить страховщика "ночевать под дверью" страхователя.
В 2012 году многодневные очереди могут вырасти, так как с нового года вводится обязательное страхование опасных производственных объектов (ОПО). "Вполне реальная ситуация, если не заданы другие критерии, необходимо менять законодательство в области конкурса и, кроме минимальной цены, вводить другие объективные критерии", - заключает Татьяна Елистратова, советник генерального директора СК "Помощь".
Полную версию статьи читайте в газете "Деловой Петербург"