Марина Зырянова Все статьи автора
19 мая 2011, 00:00 158

Автобусы вместо поездов и самолетов

Низкий уровень развития авиа- и железнодорожного сообщения между Петербургом и Таллином играет на руку международным автобусным перевозчикам в Прибалтику.

В настоящее время на рынке международных пассажирских перевозок из Петербурга в страны Прибалтики работают всего три компании: ЗАО «Евролайнс» (Lux Express), ООО «Амрон» (Ecolines) и ЗАО «ПТК». Как отмечают в Союзе автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада, «Евролайнс» занимает 60% рынка, «Амрон» -- 30% и ПТК -- 10%.

При этом рынок настолько насыщен, что на нем нет места не только для новых игроков, но и для полулегальных и нелегальных маршруток, которые активно работают на финском направлении.

«Вряд ли новые игроки смогут появиться на этом рынке -- граница просто не сможет дать новые окна для проезда рейсовых автобусов. Сейчас и так очень много отправлений из Петербурга. При этом автобусы в высокий сезон идут практически полные», -- рассказали в Союзе автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада.

Участники рынка утверждают, что заявку на осуществление автобусных перевозок из Петербурга в Прибалтику подала компания «Машсервис», правда, в самой компании эту информацию ни подтвердить, ни опровергнуть не смогли, сославшись на отсутствие руководства.

По словам Софии Кабановой, исполнительного директора компании «Амрон», кроме рейсовых автобусов а Прибалтику идет большое количество туристических автобусов.

«Туристические фирмы организуют перевозки групп заказными или собственными автобусами. Если в Финляндию идет большое число маршруток, то о подобной практике относительно Прибалтики мне не известно. Стоит отметить, что даже туристы предпочитают пользоваться рейсовыми автобусами, -- рассказала она. -- Маршрут в Эстонию из Петербурга у нас появился в декабре 2010 г., поэтому о его загруженности говорить пока рано. Заполняемость автобусов Петербург -- Рига в высокий сезон составляет 70-80%, в низкий -- порядка 20%».

Различия

«С нашей точки зрения, выходить на рынок прибалтийских перевозок нет смысла -- он уже занят, автобусы отправляются очень часто -- раз в полчаса. По финским правилам интервал между рейсовыми автобусами должен составлять минимум 2 часа, иначе начинается искусственное снижение цен на билеты», -- подчеркнули в компании «Совавто», чьи автобусы ходят из Петербурга в Турку, в Лаппенранту и в другие города Финляндии.

Эксперты отмечают, что рынки автобусных перевозок из Петербурга в страны Прибалтики и в Финляндию сильно отличаются -- в первую очередь целью поездок самих туристов.

Если в Финляндию едут за покупками, а также транзитом в другие страны Шенгена, то прибалтийские государства посещают в первую очередь с целью туризма. Соответственно, у туристов выше требования к уровню комфорта.

На перспективу

В ближайшие годы в Прибалтике будут активно развиваться международные автобусные перевозки.

По словам Ханнеса Саарпуу, генерального директора компании Lux Express, причина в том, что железнодорожное сообщение связывает не все прибалтийские города. Кроме того, стоимость одного места в поезде и автобусе на одинаковые маршруты различается в 4-5 раз. «И если раньше рынок автобусных перевозок в Прибалтику был сезонным (что зарабатывали летом, теряли зимой), то сейчас перевозки осуществляются на новых комфортабельных автобусах и не так зависят от времени года», -- уверен он. По мнению Ханнеса Саарпуу, в течение 3-5 лет рынок прибалтийских автобусных перевозок будет расти. Это в первую очередь связано с увеличением туристического потока.

Например, в I квартале 2011 г. рост числа ночевок туристов в гостиницах Эстонии составил около 50% по сравнению с 2010 г., когда в эстонских гостиницах переночевало 140 тыс. человек.

Ханнес Саарпуу говорит, что основную выручку компании приносят маршруты Петербург -- Таллин и Петербург -- Рига. Рентабельность перевозок на линии Петербург -- Таллин составляет около 10%. При этом при разработке стратегии развития компания учитывает, что на линии Петербург -- Таллин число людей, пользующихся личным транспортом, составляет 40% от общего числа туристов, на линии Петербург -- Рига -- 25-30%.

В настоящее время между Петербургом и Таллином 1 раз в день летает самолет, автобусы ходят 12 раз в день, железнодорожное сообщение полностью отсутствует. Время путешествия на самолете составляет около 4 часов с учетом ожидания в аэропорту, на автобусе -- около 6 часов с учетом пересечения границы. Именно поэтому часто предпочтение отдается автобусу.

Между Петербургом и Ригой 2 раза в день летает самолет, 1 раз в день ходит поезд и 4 раза в день -- автобус. Время путешествия на самолете составляет около 4 часов, на поезде -- около 13 часов, на автобусе -- около 11 часов. Поэтому на этом направлении работает меньше автобусов.

Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама