Чиновники не дадут россиянам узнать владельцев офшоров

Автор фото: Итар-Тасс

Инициатива заставить офшоры, работающие в России, раскрывать своих конечных владельцев не нашла поддержки в Минэкономразвития. Офшоры между тем контролируют почти половину капитала крупнейших компаний страны. Только из петербургского метро офшоры выкачивают миллионы в год.

Министерство экономического развития опубликовало на своем сайте основные замечания к законопроекту о поправках в Гражданский кодекс (ГК). Эти поправки были разработаны Советом при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и опубликованы в ноябре прошлого года.
Одна из наиболее заметных поправок касалась требования к компаниям, ведущим предпринимательскую деятельность в России и зарегистрированным в офшорах, раскрывать органам юстиции своих конечных собственников.
Минэкономразвития высказалось против этой инициативы. "Во–первых, данное предложение лежит в плоскости скорее не частного, а публичного права и ориентировано на решение вопросов налоговой и уголовно–правовой политики", — говорится в отзыве.
Во–вторых, эта норма не согласуется с нормами международного права, отмечают чиновники. В–третьих, они считают, что "учредители, не желающие афишировать свой контроль над юридическим лицом, обеспечивают свое участие в нем не напрямую, через другие офшорные компании". Таким образом, они все равно обойдут требование ГК.
Своих собственников скрывают не только мелкие и средние российские компании, но даже лидеры российской экономики. Об этом свидетельствует ежегодное исследование прозрачности российских компаний, которое проводит агентство Standard & Poor’s. Проанализировав информацию о 90 крупнейших российских публичных компаниях за 2010 год, агентство выяснило следующее.
Среди компаний, имеющих контролирующего собственника, доля компаний, раскрывающих таких собственников, возросла с 81,8% в 2009 году до 87,0% в 2010 году. Количество компаний, раскрывающих всех своих крупных собственников (более 25% голосов), увеличилось с 65 до 67, а компаний, раскрывающих хотя бы одного крупного акционера, — с 68 до 70. В целом доля всех раскрытых долей в совокупной рыночной капитализации 90 компаний в 2010 году составила 58,5% по сравнению с 56,6% в 2009 году.
Скрывают своих совладельцев даже компании с государственным участием, говорится в исследовании Standard & Poor’s. Это делают 7,7% из них.
Требование раскрывать владельцев офшоров полностью соответствует мировым тенденциям за последние 10 лет, говорит политолог Станислав Белковский. Однако это абсолютно невыгодно российской экономической элите. "Минэкономразвития выступает лоббистом экономической элиты", — отмечает политолог.
В Петербурге яркий пример деятельности офшоров — это рекламный бизнес в метро. Как писал "Деловой Петербург", доходы от этого бизнеса (360 млн рублей в 2010 году) уходят в американские офшоры, чьи владельцы неизвестны.