Автозаводам подняли план в обмен на льготы

Российские власти требуют от мировых автоконцернов выполнять обещания. В кризис взятые ими обязательства забылись, но теперь чиновники вернулись к реанимации автопрома.

В начале марта глава профильного департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков заявил, что правительство повышает требования по локализации к российским заводам мировых автоконцернов.
Новые правила жестко регламентируют объемы производства: на каждом новом заводе должно выпускаться не менее 300 машин в год, а на уже действующих -- не менее 350 тыс. автомобилей. Причем 30% выпускаемых на таких заводах машин должны оснащаться двигателями и коробками передач, сделанными в России.
Шести уже работающим в России автоконцернам пришлось подписать с властями меморандум о повышении своих мощностей сразу на 500 тыс. автомобилей в год.
Как сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, соглашение подписали три альянса: Volkswagen совместно с ГАЗом, Sollers -- Ford, альянс «АвтоВАЗ -- Renault-Nissan -- «ИжАвто», КамАЗ -- Mercedes-Benz, а Fiat, GM и Magna подали заявки самостоятельно. «Предполагается, что до 1 июня все эти компании нам представят бизнес-планы с объемами инвестиций, с графиками инвестиций, с графиками модернизации действующих мощностей, создания новых», -- заявила министр.
К соглашению присоединились более 200 мировых и российских производителей автокомплектующих. Те, кто успеет присоединиться к этому соглашению до конца 2012 года, могут рассчитывать на беспошлинный ввоз в страну не только деталей для автомобилей, но и компонентов отдельных узлов и агрегатов.
В отдельных случаях небольшую пошлину (до 5%) все же придется заплатить, но это все равно будет намного выгоднее, чем платить на таможне по 30-35% от стоимости полностью собранного автомобиля.
Рынок поехал
Партнер компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут отмечает, что по сравнению с 2009 годом производство легковых автомобилей в России уже удвоилось. При этом производство в стране иномарок выросло и вовсе на 116%, их уже собирается на отечественных заводах больше, чем ввозится из-за границы в готовом виде (605 тыс. штук против 600 тыс. штук). При этом продажи новых машин на российском рынке выросли за 2010 год всего на 30% -- до 1760 тыс. автомобилей. Рост производства автомобилей оказал существенное влияние на рост экономики Петербурга.
Как сообщил председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Евгений Елин, по сравнению с остальными секторами промышленности в наибольшей степени увеличилось производство транспортных средств и оборудования, где индекс промышленного производства вырос в 2,4 раза.
В первую очередь это связано именно с выпуском легковых автомобилей. И если в начале года в Петербурге их выпускало только три завода, то в сентябре к ним добавился четвертый -- компании Huyndai. Всего в 2010 году в нашем городе было собрано 69,4 тыс. легковых машин, в то время как в 2009 году -- всего 19,9 тыс. автомобилей. То есть их выпуск вырос почти в 3,3 раза.
Поставщики тоже здесь
Кроме того, петербургский автокластер пополнился несколькими заводами, производящими автокомплектующие, -- это и Magna, и поставщики Huyndai. Производство автокомпонентов по России в целом и вовсе уже превысило докризисный уровень. По данным PwC, в 2010 году их было изготовлено на $30,2 млрд, что на 12% превышает уровень 2008 г.
Так что намерения российских властей довести объем производства машин внутри страны до 2 млн штук в год и комплектовать 600 тыс. из них российскими двигателями и коробками передач кажутся экспертам вполне реализуемыми.