Случилось чудо - твой проект получил кругленькую сумму от бизнес-ангела. Но как разумно потратить деньги, чтобы не «лопнуть» через год? Николай Митюшин, директор по инвестициям ABRT, рассказал Next, что для этого нужно сделать.
Очень часто бизнес начинают с покупки мебели, компьютеров
Apple и секретаря, что, по большому счету, не имеет отношения к самому бизнесу -
считает Николай. - Да, никому не интересно заниматься почтой, звонками,
графиком, но это есть в любой компании. И раз ты решился на стартап, то делай
это сам. Затраты на маркетолога и секретаря оправданы только в крупных
компаниях".
"Инвестор хочет, чтобы ты тратил его деньги, как свои собственные - говорит Николай – Нужно использовать любую возможность сократить издержки. Это называется lean-стартап, от английского lean – рациональный, бережливый.
В lean-системе лучше выходить на улицу и предлагать. Или может вовсе не быть продукта, а только его модель. Тогда создаешь страницу в Интернете и льешь на нее трафик. Люди щелкают - "хочу", "не хочу" такой продукт.
Николай Митюшин убежден, что главное уметь вовремя уловить реакцию аудитории: "Не стоит углубляться в расчеты прибыли и убытков, покупкой шкафа и прочего. Просто протестируй платежеспособный спрос, упакуй его в нужный продукт, пойми свои основные сегменты, а потом посмотри, как этот продукт будет покупаться". Это, своего рода, круговорот вокруг "стержня" проекта: гипотеза-тест, гипотеза-тест.
"Lean-система позволяет снизить риски. Поэтому можно быть открытым и регулировать курс по мере получения обратной связи от реальности, а не сидеть и гадать, что будет и как пойдет дело - считает Митюшин. - Фактически, Lean позволяет не лопаться. Или лопаться, но с минимальными затратами".
"Однако тут нельзя забывать о качестве - напоминает Николай.
- Это главное в lean-стартап - порождение максимальной полезности для своих
клиентов с минимальными затратами". Это очень напоминает bootstrap
(самоподдерживающий процесс с англ.), но разница в том, что при lean-модели
предприниматель может получить инвестиции, а в случае bootstrap – рассчитывать
можно исключительно на свои силы.
В основном, lean подходит для технологических проектов: IT,
программное обеспечение, Интернет.
Впервые понятие lean-стартап использовалось в книге "Toyota
Way", затем алгоритм модели был описан в книге Стива Бланка "The Four Steps to
the Epiphany" ("Четыре шага на пути к прозрению").