Автомобильные концерны во всем мире все чаще возвращают автомобили на доработку. Одна из причин — желание избежать штрафов и повысить лояльность покупателей. В России же пока практики отзывов не существует.
Автоконцерны мира все чаще заявляют о массовом возврате
автомобилей для устранения неполадок. Диапазон неисправностей широк: проблемы с
двигателем, дефекты педали газа, возможность возгорания, неисправность систем
кондиционирования, коррозия и т.п.
В начале 2010 года сразу три компании объявили об
отзыве. Nissan вернул 76,4 тыс. автомобилей, Suzuki отправила на устранение
неполадок 432,4 тыс. машин, 60 тыс. автомобилей марки Daihatsu также уехали на
сервис.
Значительно выросло количество отзывов летом. Концерн Ford
признал, что задняя ось у 575 тыс. минивэнов склонна к коррозии с течением
времени. General Motors отозвал 200 тыс. автомобилей Pontiac Vibe, около 40 тыс.
из которых были проданы за пределами США. Возврат был продиктован обнаружением
неисправности в двигателе.
Читайте также:
BMW отзывает 350 тыс. машин из-за проблем с тормозами
Но рекорд по числу отозванных машин побила Toyota. В общей
сложности компания была вынуждена отозвать более 8 млн автомобилей по всему
миру. И кроме этого, заплатить штраф американскому правительству в размере $16,4
млн за то, что на 4 месяца задержала уведомление об имеющихся у автомобилей
дефектах.
Совсем недавно руководство Ferrari объявило об отзыве машин,
появившихся в продаже в этом году. Причиной возврата модели 458 Italia стало
возможное самопроизвольное возгорание. Всего около 1250 машин должны будут уйти
на доработку.
По словам аналитиков, массовый возврат машин происходит
из–за ужесточения законодательства, в частности, в США, где расширены права
правительства инициировать отзыв автомобилей. Кроме того, недавно конгресс
увеличил штрафы для тех производителей, которые не спешат с отзывом неисправной
продукции. Поэтому наказанные компании–производители быстрее отзывают свои
машины и предупреждают об этом граждан, лишь бы не терять деньги на штрафах.
Что касается российского опыта, то практики отзыва машин в
принципе не существует. Зачастую узнать о производственном дефекте владелец
нового автомобиля может только самостоятельно, приехав на ТО.
Как объясняет Алексей Шумак, представитель Федерации
автолюбителей России, отзыва машин в России нет и не будет из–за отсутствия
правовой базы. Фактически дилеры только на техосмотре могут выявить какой–то
производственный дефект. Однако возвращать машину на доработку им невыгодно. В
ситуации с Toyota и дефектом рулевой балки, когда владельцам из США меняли
автомобили, для российских потребителей такую неисправность признали не влияющей
на безопасность. И сейчас лишь в частном порядке автовладелец может обратиться в
суд, провести экспертизу и добиваться замены детали.
Аналитики полагают, что предпосылок к принятию подобного
закона в России не возникнет, так как при этом в тяжелом положении могут
оказаться несколько отечественных автопроизводителей.