Сайты коллективных скидок зомбировали сознание инвесторов по всему миру. Свидетельство тому — сделка между американским сайтом Groupon и его российским клоном — Darberry.
Американский стартап Groupon совершил революцию на рынке
электронной коммерции, предложив рынку принципиально новую модель поведения
потребителя и поставщика услуг (например, кафе). Потребителей он научил
объединяться и получать гигантскую скидку на услугу (до 90%), а заведения — не
платить за рекламу (сайт гарантирует широкую рекламную кампанию в Интернете и
сотни новых клиентов).
Более того, сайт соблюдает правило "деньги вперед" и
перечисляет на счет владельца кафе половину от стоимости проданных купонов в
первый день после акции. В итоге клиент получает услугу со скидкой, кафе — новых
посетителей и бесплатную рекламу, а сайт — маржу выше 50%.
Благодаря инновационной бизнес–модели доход Groupon в этом
году, по данным The Wall Street Journal, составит по меньшей мере $300 млн в
Северной Америке и $50 млн в Европе.
Читайте также:
Слово "дешевле" – самый большой обман в мире
Первым, кто решил обкатать эту модель в России, стал сайт
Darberry.ru (ООО "Чип и дейли"). Созданный в марте 2010 года Иваном
Владимировым, Олегом Козыревым, Виктором Лысенко, Еленой Масолoвой и Алексеем
Черняком, уже в мае он привлек $1 млн от европейского фонда eVenture Capital
Partners. Дальше — больше: на прош­лой неделе стало известно, что
Darberry.ru объединяется с американским Groupon. Сделка оценивается в сумму от
$5 млн.
Таким образом, американский стартап расписался в
перспективах, которые открывает российский рынок. «Мы нацеливаем своих людей и
свой капитал на рынки с самой высокой рентабельностью инвестиций», — говорит
президент Groupon Роб Соломон в информационном сообщении, разосланном
компанией.
Елена Масолова, учредитель Darberry.ru и по совместительству
партнер инвестиционного фонда AddVenture, не скрывает, что внимательно следила
за успехами Groupon и потому раньше многих поняла, в чем привлекательность этого
бизнеса. "Она кроется в самых быстрых за всю историю Интернета темпах роста и
способности к масштабированию. Это электронная коммерция, но не box moving
(физическое передвижение товаров), в этом бизнесе нет барьеров и издержек по
доставке товаров", — говорит Елена Масолова. Ежемесячный оборот портала
Darberry.ru составляет $200–250 тыс, ему принад­лежит около 65%
россий­ского рынка. В лучший день на сайте продается несколько тысяч
купонов.
Сейчас по бизнес–модели Groupon в России работают, например,
"Выгода.ру", Biglion, "КупиКупон", KupiBonus и ряд других компаний. За последние
полгода в России появилось более 20 ресурсов, копирующих бизнес–модель Groupon.
Они борются между собой за место на рынке Москвы и Петербурга, а также за выход
в регионы.
По оценкам экспертов, лидеру рынка будет принадлежать
70–80%, вместе с тем выделятся два–три заметных последователя,
специализирующихся на какой–то нише, например на услугах для красоты и
здоровья.
"Мы сегодня формируем новую модель потребления услуг
и товаров, которая вскоре станет привычной для всех пользователей
Интернета: жить более интересно и при этом экономить существенную
часть бюджета. У этого рынка большие перспективы,
успех этой бизнес–модели неизбежен", - говорит Екатерина Петросян, вице-президент по развитию и продажам сайта "Выгода.ру".
успех этой бизнес–модели неизбежен", - говорит Екатерина Петросян, вице-президент по развитию и продажам сайта "Выгода.ру".
Хотя пока в России процесс развития сервисов
коллективных скидок идет чуть медленнее, чем на Западе, у сайтов
коллективных скидок есть все шансы по­вторить успех социальных сетей и стать
очередным трендом в Рунете. Возможно, они не будут такими массовыми (у
Darberry.ru сейчас 240 тыс. пользователей), но несколько миллионов пользователей
за пару лет набрать им вполне по силам.