Количество заявлений с жалобами на услуги связи возрастает с каждым годом, отмечают в Управлении Роспотребнадзора по Санкт–Петербургу. В 2009 году было зарегистрировано 100 обращений, что почти в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. А за 6 месяцев 2010 года в управление поступило уже 71 заявление.
Три года назад больше половины от общего количества занимали
жалобы на нарушения при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной
телефонной связи. Жалобы на услуги подвижной связи и телематические услуги
связи составляли тогда 22%. В 2008 и 2009 годах количество жалоб на
данные услуги значительно возросло, и именно они в первом полугодии нынешнего
года составляют больше половины всех жалоб на услуги связи — 67%.
Рост обращений граждан на нарушения при оказании услуг
подвижной связи и телематических услуг связи говорит о стремительном
внедрении в обиход мобильных телефонов и компьютеров. Новые технологии
позволяют с помощью средств связи оказывать и качественно новые услуги, в
том числе информационно–развлекательные.
Большое количество заявлений по формулировке потребителя
относится к нарушениям его прав со стороны оператора, предоставляющего услуги
подвижной связи, например: незаконное снятие денежных средств за
входящие sms–сообщения с коротких номеров, непредоставление информации о
стоимости таких sms–сообщений. Но в результате проверок выясняется,
что эти услуги оказывают провайдеры. К административной ответственности за
непредоставление информации, введение в заблуждение и обман в ряде случаев
привлекается не оператор, а провайдер.
Так, в
2010 году к административной
ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа привлечено ООО "Айфри"
(Петербург) за обман, введение в заблуждение при оказании услуги "Подписка" по
предоставлению доступа к информационным ресурсам на сайте
turbobit.ru: Турбо–доступ продлевался автоматически.
В 2009 году было проведено 58 проверок, в том
числе пять плановых, установлено 21 правонарушение. В первом
полугодии 2010 года проведено 32 проверки, установлено 14 правонарушений.
Одно из основных нарушений — непредоставление
полной и достоверной информации: в договорах на оказание услуг связи; в центрах
(офисах) обслуживания клиентов (абонентов); в картах оплаты услуг связи. Среди
наиболее распространенных нарушений также включение в договор на оказание
услуг связи условий, ущемляющих права потребителей, и обман,
введение в заблуждение, снятие денежных средств со счета потребителя при
оказании услуг связи с использованием коротких номеров, оказание услуг при
отрицательном балансе в случае авансовой системы расчетов.