Миллиардер Борис Зингаревич представил российской публике свой автомобиль будущего. Маленький электромобиль Think делается в Финляндии и стоит 30 тыс евро. Зато заряжать его можно от обычной домашней розетки.
Первые образцы Think появятся в Сочи - вчера ОАО
"Федеральная сетевая компания" подписала контракт на покупку нескольких таких
машин для работы во время Олимпиады.
Борису Зингаревичу принадлежит американская компания Ener1 -
производитель промышленных электрических топливных элементов и аккумуляторов.
Примерно 50% в стоимости электромобиля Think - как раз эккумуляторная батарея,
поставляемая Ener1. Норвежская компания Think City принадлежит Ener1 на 31%.
Сам завод, где делают эти машины, находится в Финляндии, под
Турку. Он принадлежит другому акционеру Think City - финской компании Valmet.
Еще недавно этот завод занимался сборкой автомобилей Lada Samara из
тольяттинских машинокомплектов, а теперь собирает Porsche.
Вчера Борис Зингаревич, который привез на Петербургский
экономический форум три экземпляра Think, позировал на фоне этих машин перед
фотокамерами. Корреспондентам "ДП" после официального представления удалось не
только заглянуть под капот Think, но и прокатиться на нем.
Производительность линии, где делается сейчас Think - 10 тыс
автомобилей в год. В Европе уже удалось продать 2,5 тыс экземпляров. Перспективы
российских продаж машин, которые стоят 30 тыс евро, пока туманны.
Вопрос "ДП" о размере таможенных пошлин на эту машину при ввозе ее в РФ
поставил представителей компании в тупик. Дело в том, что привычная система
рассчета пошлины, исходя из объема двигателя - чем больше кубических
сантиметров, тем больше пошлина, - не подходит для Think. В его двигателе нет ни
одного кубического сантиметра.
picturegallery.e83fd35b-c9f1-4fca-92d7-5113311968cc
Йорген Ольсон, менеджер электрической архитектуры и
энергетических систем компании Think, попросил обратить особое внимание на
расположение этой батареи. Она находится прямо под сидениями водителя и
пассажиров - ровно посередине машины. Такая компоновка, утверждает он, - ноу-хау
комапнии Think. По его словам, собственной разработкой является и дизайн
автомобиля, и подвеска, и почти половина остальных узлов.
Мощность электрического двигателя - 34 кВт - чуть больше 46
л.с. Крутящий момент - 90 Нм. К примеру, у Daewoo Matiz (двигатель 0,8 литра) -
52 л.с., зато крутящий момент - 70 Нм. Внутри Think похож на
среднестатистическую европейскую малолитражку бюджетного уровня. Спидометр
автомобиля разрисован до 120 км\ч. Кроме него на приборной панели вместо
привычных тахометра и уровня бензина - уровень зарядки аккумулятора и напряжения
в сети.
picturegallery.cb4c2fdb-7bf0-4a45-b235-c8cd746e7c10
Выдающихся дизайнерских решений неопытному взгляду сходу
разглядеть не удается. Сидения кажутся чересчур мягкими, крепления ремней
безопасности несколько архаичные. Места для ног пассажиру среднего роста вполне
хватает. Немного неожиданным оказывается действительно высокий потолок.
Расстояние от лица до лобового стекла, несмотря на миниатюрные габариты машины,
не кажется слишком близким - вполне на уровне обычной современной машины. Вместо
бардачка - небольшая полочка, в которую поместятся лишь сложенные вдоль листы
формата А4 или газета. Зато подушка безопасности на месте -и у водителя, и у
пассажира.
Ручка переключения передач очень напоминает обычные, чуть
устаревшие рычаги АКПП - с кнопкой-фиксатором под большим пальцем. Однако этот
рычаг - своего рода декорация. Дело в том, что коробки переключения передач у
Think никакой нет - передача одна единственная. Привод передний.
Багажник - неожиданно есть. Туда точно поместится пять-шесть
полных пакетов из супермаркета и даже большая собака. Чемоданов в ряд влезет
штук пять, не меньше. Однако, как оказалось, это тоже лишь видимость. Дело в
том, что багажник в машине - это своеобразная опция. За небольшую доплату
производитель предлагает разместить сзади второй ряд кресел, и тогда багажника
никакого не будет. Правда, удовольстве от езды на задних сидениях в такой машине
кажется сомнительным - прямо за спиной у тебя будет стеклянная задняя дверь.
Габариты Think - 3143 x 1658 х 1596 мм. Колесная база: 1971 мм. Matiz на
35 см длиннее.
Заводится Think не то, чтобы бесшумно, а очень
непривычно. Первая мысль, которая приходит в голову при запуске мотора и при
езде - троллейбус. Да, именно так и звучит двигатель Think - как двигатель
троллейбуса. Ну или лифт. Как уверяет Йорген Ольсон, одного заряда батареи
хватает на 160 км пути. Через несколько месяцев Ener1 начнет поставлять
для Think более мощные батареи, которых будет хватать уже на 250 км.
Как машина заряжается. Когда нам сказали, что от обычной
розетки, мы не поверили. Тогда Йорген Ольсон достал из багажника моток провода -
входящее в комплект "зарядное устройство". На одном конце круглая вилка
диаметром около пяти сантиметров - она вставляется в разъем перед водительской
дверью автомобиля. А на другом конце провода самая обычная вилка. Как у чайника.
Говорят, вставлять ее действительно можно в обычную домашнюю розетку с
напряжением 220 В. При этом "с нуля" до 100% аккумулятор будет заряжаться около
10 часов. Как правило, при обычной эксплуатации - около 8 часов. Как и сотовый
телефон, Think надо ставить на зарядку "на ночь".
Йорген Ольсен пообещал, что ресурса батареи хватит на 10 лет
или на пробег в 160 тыс км. Что с ней надо делать после этого - большой вопрос.
При этом, гарантия производителя на машину - 3 года или 100 тыс км.
На специально оборудованных электроАЗС, которые планируется
построить в Сочи, напряжение будет больше, и на зарядку аккумулятора до 80%
будет хватать получаса. Но это тоже только после обновления топливных элементов
Ener1. Пока же такой быстрой зарядки не получается, все равно потребуется
несколько часов. В стандартной комплектации Think оснащен системой
рекуперативного торможения (зарядка аккумулятора с тормозной энергии). Это
позволяет еще больше повысить запас хода в городе, но на трассе такая опция не
очень полезна. Хотя, кому в России пока может прийти в голову выезжать на Think
далеко за город?
Поездить много не удалось - только по Михайловской улице,
закрытой для движения на время ПЭФ. Судя по паспортным данным, до 50 км\ч Think
разгоняется за 6,5 секунд. Однако пары резких ускорений хватило понять, что для
машины весом в тонну 46 л.с., оказывается, вполне хватает. В кресло при "педали
в пол" вдавливает очень прилично.
По паспорту машина разгоняется до сотни за вполне приличные
для электромобиля 16 секунд. У Daewoo Matiz с двигателем 0,8 литра - 18,5 сек.
Правда, по этому же паспорту 100 км\ч - максимальная скорость Think. Суровый
мужчина, которому на время ПЭФ выпало быть водителем этой машины, совершая с
корреспонтом "ДП" тестовый заезд, рассказал, что в среду вечером он разогнал
Think до 90 км\ч, "а потом кончилась дорога". Вполне правдоподобно. Как говорит
Йорген Ольсон, новые батареи, которые появятся на серийных Think уже до конца
года, смогут развивать скорость уже до 140 км\ч. Интересно, зачем.
Тормозит машина резко и четко, при крутых поворотах рулем
машина неожиданно устойчива - не мотает. Возможно, сказывается необычная
"развесовка" машины, у которой самый тяжелый элемент - электробатарея (260 кг из
общих 1038 кг) расположен ровно посередине, а не спереди.
Забавным и немного умилительным оказалось расставание с этой
машиной. У нее очень плохо закрываются двери. Причем, не просто плохо, а вот
именно так, как вы подумали - как в старой "шестерке" или даже скорее, УАЗе.
Хлопать дверью надо с размаху. Причем, такая штука наблюдалась сразу в двух
приехавших в Петербург образцах. Видимо, годы работы с продукцией АвтоВАЗа
оставили неизгладимый след в умах простых финских автослесарей.
В любом случае, машина оставляет очень приятное впечатление,
чего нельзя сказать о цене, которую за нее просят - 30 тыс евро. Ровно за эти
деньги любители природы могут купить гибридный хит мировых продаж - Toyota
Prius. Однако, Prius нельзя заряжать от кухонной розетки, в отличие от Think. А
Борис Зингаревич обещает, что с запуском полномасштабного серийного производства
стоимость батарей Ener1, а вместе с ним и самого Think, резко сократится.
Правда, когда и насколько, пока неизвестно.