Компания Jones Lang LaSalle подвела итоги развития коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге за первый квартал 2010 года

Компания Jones Lang LaSalle выпустила отчеты о развитии офисной, торговой и складской недвижимости Санкт-Петербурга в первом квартале 2010 года.

В начале года рынок офисной недвижимости продемонстрировал довольно низкую девелоперскую активность – показатели квартального ввода стали самыми низкими с 2006 года. Ожидается, что к концу года объем завершенного строительства превысит 100 000 кв. м, что все же будет существенно ниже результатов предыдущих лет.
В отличие от предложения, спрос активизировался, продолжая тенденцию конца 2009 года. Чистое поглощение офисных площадей за первый квартал составило 47 000 кв. м. Такая активность рынка разительно отличается от ситуации, наблюдавшейся год назад, когда объем поглощения за первый квартал был отрицательным, составив 6 000 кв. м. Высокий спрос на фоне низкого объема ввода новых офисных площадей привел к снижению доли свободных площадей на рынке с 25,9% в конце 2009 года до 23,5%. Тем не менее, объем свободных площадей довольно высок (405 800 кв. м). Арендные ставки в бизнес-центрах Класса А и В остаются стабильными, при этом в премиальном сегменте они снизились до 500 долл./кв. м/год.
Торговая недвижимость по-прежнему демонстрирует низкую активность. Объем качественных торговых площадей за первый квартал 2010 года не изменился, оставшись на уровне 1 305 000 кв. м. Спрос на торговые площади невысок, что обусловлено изменением поведения потребителей, и как следствие, снижением оборотов торговых операторов. Переориентация населения на более дешевые товары приводит к тому, что на рынке доминируют сегменты товаров низкой и средней ценовой категории. Торговые операторы, работающие в премиальном или верхнем ценовом сегменте, сокращают свое присутствие в Санкт-Петербурге или рассматривают только наиболее качественные торговые комплексы, в том числе строящиеся. Доля свободных площадей в среднем по рынку составляет 13%, а в менее качественных торговых центрах этот показатель достигает 30-40%. Отметим, что арендные ставки для большинства профилей арендаторов остаются стабильными. При этом девелоперы предлагают скидки на первые 1-2 года действия договора аренды тем российским и иностранным брэндам, которые рассматриваются как "якоря" в том или ином профиле торговли.
В начале 2010 года складской рынок продолжал оставаться пассивным. Объем качественного предложения остался прежним (1,49 млн кв. м), и число активно строящихся проектов невелико. Спрос также остается невысоким, хотя в течение первого квартала было заключено несколько сделок, что увеличило объем чистого поглощения до 23 860 кв. м. Стоит отметить, что эти договоры – результат завершения длительных переговоров, начавшихся еще в 2009 году, поэтому говорить о восстановлении спроса преждевременно. Объем каждой из заключенных сделок не превышает 10 000 кв. м, то есть обычно в аренду сдаются один или два минимальных складских блока. По результатам первого квартала, доля свободных площадей составила 20,7% или 309 440 кв. м. Арендные ставки продолжают держаться в диапазоне 80-90 долл. за кв. м в год. В то же время собственники складских объектов готовы предлагать новым арендаторам скидки на уровне 15-25% на первый и второй год аренды.
Вероника Лежнева, старший аналитик Отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle, отметила: "Восстановление спроса на офисы в начале года говорит о стабилизации рынка. Высокие показатели чистого поглощения отражают готовность собственников и арендаторов сотрудничать в новых рыночных условиях. Что касается торгового сегмента, то рынок ждет открытия новых знаковых проектов в конце года. Успешная работа новых торговых комплексов может стать для ритейлеров определенным знаком восстановления потребительского рынка".
Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, сказал: "Несмотря на рекордно низкие показатели квартального ввода площадей по всем сегментам, мы отмечаем возвращение девелоперской активности в области разработки концепций новых проектов в сфере торговой, офисной и, в особенности, многофункциональной недвижимости, предоставляющей больше возможностей для диверсификации рисков. И хотя, существующая на рынке активность еще далека от пиков 2007 и 2008 года, в то же время, она существенно превышает показатели начала 2009 года".
Юлия Турухина
Заместитель Директора
Начальник отдела маркетинга и связей с общественностью
Jones Lang LaSalle Москва, Россия и СНГ
Tel.: +7 495 737 8000
julia.turukhina@eu.jll.com