"Росавтодор" укатает 1,5 трлн рублей

Правительство РФ утвердило программу госкомпании "Росавтодор" на 5 лет. На строительство автомагистралей и скоростных дорог будет потрачено 1,5 трлн рублей.

Как заявлено в документе, в предстоящую пятилетку будут строить много и качественно. Планируется отремонтировать и построить 1380 км существующих федеральных трасс, в частности, 240,5 км автодороги М–1 "Беларусь", 122 км автодороги М–3 "Украина", 259 км автодороги Москва — Санкт–Петербург.
Нормативам соответствуют лишь 34,6% дорог федерального значения: 59,2% не отличаются ровностью, 25,4% имеют проблемы со сцеплением, 73% не соответствуют предельно допустимым значениям по дефектам, 19% мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. Дефицит пропускной способности российских дорог негативно сказывается на инвестиционном климате, отмечают власти.
Исправить ситуацию должны платные магистрали, доход от которых будут вновь "укатывать" в дороги. "В большинстве стран почти 100% магистральных автомобильных дорог эксплуатируются на платной основе", — отмечается в программе. Франция зарабатывает на платных дорогах 7,4 млрд евро, Италия — 4,5 млрд, Германия — 3,4, Испания — 2 млрд евро.
"Автодор" планирует собирать порядка 38 млрд рублей, свою прибыль будут получать и концессионеры.
Мировым лидером по протяженности платных автодорог является КНР. По прогнозам, к 2030 году платные скоростные дороги в Китае достигнут 120 тыс. км. В России национальная сеть скоростных автомобильных дорог к 2030 году составит 20 тыс. км (в Транспортной стратегии было заявлено всего 9 тыс. км). Сейчас же на федеральных дорогах платным является лишь один участок (20 км) в Липецкой области.
В перспективе скоростные автомагистрали примут на себя до 50% транспортного потока дорог федерального значения. Создание системы скоростных автомагистралей приведет к формированию новых центров экономической активности, отмечается в программе.
Скоростная автомагистраль М–10 Москва — Санкт–Петербург (дубль существующей трассы "Россия") — в числе приоритетов. Она станет первой крупной платной автодорогой в России. Строительство дороги протяженностью 700 км будет завершено в 2013 году.
"Автодор" сообщал ранее, что стоимость проезда по скоростной дороге составит 1–3,6 рубля за 1 км. Максимальная ставка будет установлена на выходе из Москвы, на остальных участках трассы тариф не превысит 1–1,3 рубля за 1 км для легковых автомобилей. Плата будет меняться в зависимости от времени суток, дня недели, предусмотрена и ежегодная индексация тарифов.
Также в перспективе на платную основу после строительства и реконструкции будут переведены автодорога М–3 "Украина", М–1 "Беларусь", скоростная трасса Петербург — Вологда — Казань — Оренбург — граница с Республикой Казахстан, М-4 "Дон".
Параллельно со строительством новых дорог предусматривается и создание развитой придорожной инфраструктуры, включающей многофункциональные зоны дорожного сервиса, службы эвакуации и ремонтного обслуживания. Места отдыха водителей, оборудованные пунктами ТО и общепитом, появятся через каждые 50 км.
1,5 трлн рублей будет выделено на реализацию дорожной программы "Росавтодора" до 2015 года. Затраты на строительство и реконструкцию составят 1 трлн 487,4 млрд рублей. Федеральный бюджет, включая средства Инвестфонда РФ, обеспечит 65,4% финансирования (972,3 млрд рублей), привлеченные средства составят 34,6%.
До 2015 года запланировано семь концессионных конкурсов, в том числе три по трассе Москва — Петербург.