Правительство утвердило программу "Российских автомобильных дорог" на 2010–2015 годы

Правительство РФ утвердило программу деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010–2015 годы). Соответствующее распоряжение датировано 31 декабря 2009 года.

Программа преследует такие основные цели, как повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для этого необходимо решить задачу создания сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, включая международный транспортный коридор "Север — Юг" и панъевропейские транспортные коридоры №2, 9 и 1А, а также новые евразийские транспортные коридоры, в том числе международный транспортный коридор "Европа — Западный Китай".
В программе предусматривается строительство и реконструкция 1 380 км автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, в том числе 240,5 км автодороги М–1 "Беларусь", 122 км автодороги М–3 "Украина", 704,6 км автодороги М–4 "Дон", 259 км автодороги М–10 С Москва — Санкт-Петербург, 54 км Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Строительство ряда участков этих дорог будет реализовываться на концессионной основе.
Реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, позволит создать опорную сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в европейской части России и обеспечить выполнение положений Европейского соглашения о международных автомагистралях. С вводом скоростных автомобильных дорог значительно уменьшатся затраты пользователей дорожной сети и транспортная составляющая в конечной цене продукции, увеличится скорость движения транспортных потоков и снизятся затраты времени в пути. Благодаря высокому качеству автомобильных дорог удастся существенно сократить число и тяжесть дорожно–транспортных происшествий, говорится в программе.
В перспективе скоростные автомагистрали примут на себя до 50% транспортного потока, следующего по автомобильным дорогам федерального значения, участки которых в настоящее время имеют дефицит пропускной способности. Кроме того, по этим маршрутам будет перевозиться основная часть международных грузов.
"Предусматривается реализация ряда инвестиционно привлекательных региональных проектов, имеющих высокий уровень общественной и социально-экономической значимости как для регионов, так и для РФ в целом. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, которые должны войти в состав международных и межрегиональных транспортных коридоров. Реализация указанных проектов субъектами РФ в настоящее время затруднена из–за ограниченности возможностей финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и сокращения размеров субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, инвестиционный рейтинг ряда субъектов РФ не позволяет восполнить дефицит бюджетного финансирования за счет иных источников", — цитирует программу Прайм-ТАСС.
В программе предусматриваются следующие мероприятия в отношении реконструкции участков автомобильных дорог общей протяженностью 92,1 км, имеющих в настоящее время статус автомобильных дорог регионального значения: строительство и реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги Санкт–Петербург — Вологда — Казань — Оренбург — граница с Республикой Казахстан на участках в Республике Татарстан и на обходе Вологды в Вологодской области (входит в состав создаваемого международного транспортного коридора Европа — Западный Китай); строительство с последующей эксплуатацией на платной основе кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области (входит в состав панъевропейского транспортного коридора N1А Рига — Калининград — Гданьск).
Строительство и реконструкция этих объектов предусматривается с 2011 году, в связи с чем в 2010 году намечается проведение мероприятий по передаче имущества указанных автодорог в собственность РФ, включению их в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и разработке (корректировке) проектной документации, а также иных мероприятий в целях принятия решения правительства РФ об эксплуатации этих объектов на платной основе и передаче их в доверительное управление госкомпании.
На сети автодорог госкомпании планируется: создание платных участков и организация эксплуатации на платной основе ряда обходов городов и мостовых переходов; выполнение полного объема работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорожной сети; повышение транспортно–эксплуатационного состояния автодорог, приведение его в соответствие с нормативными требованиями; увеличение пропускной способности автодорог за счет проведения реконструкции; создание развитой придорожной инфраструктуры, включающей многофункциональные зоны дорожного сервиса, службы эвакуации и ремонтного обслуживания, стоянки и места отдыха водителей; внедрение интеллектуальных систем управления движением транспортных потоков; внедрение новых форм контрактных отношений, включая долгосрочные контракты и контракты, предусматривающие проектирование, строительство и последующую эксплуатацию автомобильных дорог одной подрядной организацией.
Предусматривается, что к окончанию реализации программы на всех автодорогах госкомпании будет обеспечено оказание пользователям следующего минимального пакета услуг: предоставление информации об условиях движения с помощью указателей, маршрутных схем, содержащих сведения о расположении на маршруте объектов дорожного сервиса, природных, исторических достопримечательностей, а также информации о метеорологических условиях на маршруте движения; размещение площадок отдыха (с интервалом не реже 50 км), оборудованных пунктами технической помощи и обслуживания автомобилей, автозаправочными станциями, пунктами питания и торговли, мотелями, пунктами медицинской помощи и др.; оказание услуг аварийно-вызывной связи; оказание услуг аварийной службы и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Предусматриваются следующие этапы реализации программы: 2010 год - организация и проведение конкурса на осуществление НИОКР, касающихся разработки методики и регламента размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомагистралях, с последующим выполнением работ; 2011 год - организация и проведение конкурса на проектирование и разработку генеральных схем размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автодорогах госкомпании с последующим выполнением соответствующих работ; 2012 год - проведение инвестиционных конкурсов, направленных на привлечение инвесторов к строительству и эксплуатации зон дорожного сервиса.
Программа рассматривается в качестве первого этапа реализации долгосрочной стратегии по созданию национальной сети скоростных автомобильных дорог с доведением ее протяженности к 2030 году до 20 тыс. км.
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий программы в 2010–2015 годы составит 1 трлн 575,3 млрд рублей.
Затраты на строительство и реконструкцию автомобильных дорог госкомпании в 2010–2015 годы составят 1 трлн 487,4 млрд рублей. В том числе за счет средств федерального бюджета, включая средства Инвестиционного фонда РФ, намечено профинансировать 972,3 млрд рублей (65,4%), а за счет привлеченных средств — 515,1 млрд рублей (34,6%).
Суммарные затраты на финансирование проектно–изыскательских работ в 2010—2015 годы определены в размере 35,7 млрд рублей.
Расходы по доверительному управлению автомобильными дорогами госкомпании в 2010–2015 годах составят 76 млрд рублей.